Рус | Бел
На связи
с регионами России
Сотрудничество
с Издательским домом «Звязда»
Белорусский Праздник пробуждения Медведя – «Камаедзiца»

Белорусский Праздник пробуждения Медведя – «Камаедзiца»

04.04.2016      4187

«Камаедзiцу» по традиции ежегодно проводит Иркутский белорусский Молодёжный клуб «Крывічы». В текущем году праздник состоится на Ершовской горе на склоне между заливом Ангары, пляжем «Якоби» и Клубом «Дикая лошадь».

«Камаедзiца» по-иркутски - это большое оригинальное праздничное событие, с элементами народных игр, танцев, хороводов и старинных песен, посвящённых пробуждению Медведя. На этом празднике не бывает «зрителей». Все участники вовлекаются в активное действие.

Желающие могут не только принять участие в играх, хороводах, весенних народных забавах, но и научится танцевать белорусские народные танцы. Опытные «крывічы» обучат им каждого, включая детей с 5-летнего возраста.

Парни-удальцы приглашаются поучаствовать в «Баруканьне» - борьбе по-медвежьи! Победитель получит титул – «Чемпион Камаедзiца – 2016» и ценный приз!!

Организаторы рады каждому участнику праздника независимо от возраста и национальности.

Историческая справка:

“Камаедзіца” – один из древнейших белорусских обрядов. Проводился он в начале  апреля и посвящался пробуждению медведя от зимней спячки. Вообще медведь, согласно традиционному представлению белорусов, являлся «тотемным» животным.

Само слово «тотем» пришло к нам из лексикона американских индейцев и дословно обозначает «его род». Конкретное племя индейцев выбирало себе защитника из животных и представляло себе, что именно это племя имеет кровное родство с данным животным. Более того, это животное являлось предком их рода и соответственно почиталось и оберегалось.

Но, хотя слово «тотем» пришло к нам от индейцев, само понятие «священного животного» характерно для многих народов. Мы все прекрасно знаем, что некоторые азиатские народы почитают свинью, индийцы – корову, китайцы – дракона и т.п.

А вот белорусы на первое место из всех животных ставили – Медведя. Во многих легендах, сказках, песнях это животное называется «мядзьведзюхна-бацюхна». «Бацька» переводится с белорусского как «отец».

Ему даже могли доверить своё дитя. Об этом в частности и поётся в одной из старинных жнивных народных белорусских песен.

Я пад борам жыта жала,
Пад мяжою дзіця клала,
Пад мяжою дзіця клала.
Мядзьведзь з лесу выбягае:
—   Памагай Бог, маладзічка!
Чаму плача тваё дзіцятачка?
—  Мядзьведзюхна, мой бацюхна,
Вазьмі яго на ручанькі,
Падой чорну карованьку,
Ой, чорную падластую,
Майго бацькі ўласную….

Исстари повелось у белорусов почитание медведя. Всех маленьких детей приучали, что хоть медведь и грозный зверь, но в душе он добрый. Более того, может и помочь. Только его нужно уважать, не бояться и не пугать. Если увидишь берлогу – обойди стороной. Нельзя беспокоить хозяина леса.

А вот ещё одна интересная легенда, о том, что медведь когда-то был таким же человеком, как и мы:

«Людей тогда ещё было мало, и жили они в лесах. Охотились на зверей и птиц, летом собирали грибы и ягоды, копали коренья и заготавливали на зиму запасы. Более всего запасались орехами и мёдом, так как пчёл было множество. Их искали в дуплах, и кто первый находил, то обвязывал то дерево верёвкой, и уже никто не имел право их трогать.

Но вот жил в то время один лентяй. Ленился он сам искать пчёл и забирал чужие дупла. Растолстел на чужом мёде, сам как колода сделался. Тяжело ему стало лазить по деревьям за мёдом. И пошёл он к Чарадею, чтобы помог ему – сделал его лёгким. Идёт лесом, видит – липа обвязанная. Забрал он мёд, наелся и пошёл дальше. Идёт – снова липа, обвязанная с пчелиным дуплом…

Долго он так шёл, наконец, дошёл до землянки, где жил Чарадей. Постучал, а никто не открывает, видно нет хозяина. Сел он ждать, и вдруг видит липа с дуплом. Давай он мёд уплетать за обе щеки. А здесь и хозяин идёт. Глянул Чарадей и говорит: «Ну, за такие дела будешь ты  и твои дети с этой поры только и делать, что мёд собирать». И заколдовал этого лентяя в медведя».

Ещё в древние века заметили белорусы, что медведь легко поддаётся дрессировке. Такого зверя, как правило, называли ласково, по-человечески – «Миша». Так, хорошо обученный Миша, мог не только на задних лапах ходить, так ещё и танцевать, кувыркаться, кланяться и многое другое. В старину с «учёными» медведями ходили Волхвы и показывали «чудеса». Затем в средние века в Беларуси возникла даже целая медвежья академия в городе Смаргоне. И пошли по всей Беларуси вначале только калядовщики и валачобники, да только по определённым ритуальным дням, а вот уже с 17 века появились круглогодичные скоморохи с «цирковыми» медведями. Но и в более поздние «просвещённые» века уважение к медведю осталось. Только «знать» испорченная и извращённая другими «традициями» стала устраивать «охоту для забавы на медведя», да ещё и гордилась этим. Но простой народ это осуждал…

Из поколения в поколение среди селян передавались рассказы «небылицы» (а может, и «были»…), о том, как медведь мог обхитрить и наказать «горе-охотников». Были истории и о том, как медведь простому, но доброму человеку помогал, а богатого и жадного наказывал.

Показательны и некоторые белорусские поговорки: «Каб былі здаровыя, як мядзьведзі!”, “Каб было багацьця столькі, колькі шэрсьці ў мядзьведзя!”, “Каб у цябе былі багатыя запасы, як у таго мядзьведзя зімовыя ласы!”, “Пайшоў у лес у грыбы, дык мядзьведзю вітаньні кажы!” и т. п.

Ну что ж как мы видим, медведь для белоруса имел сакраментальное значение. Поэтому логично и оправдано желание наших предков отметить такое событие как пробуждение “священного животного”.

Как проводился обряд «Камаедзіца»?

6 апреля с утра готовили только «медвежью» еду:

  • сушенный «репник» (травянистое растение с семейства крестоцветных) в знак того, что медведь в основном употребляет растительную пищу, травы;
  • овсяный кисель, так как медведь любит овёс;
  • мёд;
  • гороховые «камы» (густая гороховая каша «комами» с отваренного и толчённого гороха).

Отсюда и название праздника «Камаедзiца», т.е. «камы» ели.

Отобедав этими блюдами все – и взрослые, и дети – ложились кто на кровать, кто на лавку, а кто и на пол, но не спали, а ворочались и «урчали» по-медвежьи. Это действие символизировало «пробуждение» медведя. К тому же даже учёные доказали, что медведь после спячки, первый раз немного поев постоянно ворочается, чтобы стенки его слипшегося за зиму желудка могли восстановиться и снова заработать.

Церемония «пробуждения» медведя длилась около двух часов.

После обеда селяне, уже не работали и устраивали общий сход.

На этом сходе вначале все при встрече говорили друг другу добрые пожелания (по типу тех поговорок, описанных выше). Затем мужчины, а иногда в шутливой форме и женщины «барукались» между собой по-медвежьи. Главное правило такой «медвежьей» борьбы: нельзя было ставить подножки и перекидывать через бедро или голову своего противника. Борцы должны были «заломать» друг друга, либо повалить на бок. Проигрывал тот, кто был повержен  и коснулся земли своими обеими лопатками.

После «баруканьня» устраивались обычные «вячоркі» с песнями и танцами.

Обряд «Камаедзiца» является ещё одним доказательством гармонии наших предков с Природой и Животным миром. Пращуры были наблюдательны и они задолго, до научных доказательств Дарвина, поняли, что всё в Природе взаимосвязано. Нельзя относиться к окружающему нас Миру без уважения. Нельзя просто, ради забавы, губить любое живое существо, будь то животное или растение.

Нам, потомкам, нужно внимательно изучать традиции своих предков и помнить, что будущее на этой планете полностью зависит от нас. Наши предки для нас сохранили этот Мир, а что оставим после себя мы?...

Даты проведения события: 9 апреля 2016 г.
Автор: Алег Рудакоў. МК «Кривичи», Иркутск
Все новости

Для администраторов

Нашему сайту 9 лет

Нас посетили

ГодПросмотрыПосетители
2024 19 711 9 262
2023 77 329 36 064
2022 71 163 34 884
2021 55 349 25 349
2020 76 047 36 977
2019 38 372 16 047
2018 32 791 12 093
2017 60 698
10 698
2016 41 163 10 000
2015 46 744 11 395
Всего 519 367 202 769


© ФНКА Белорусов России. 1999 — 2024 Федеральная национально-культурная автономия Белорусов России. 

Все права защищены. При использовании любых материалов сайта, включая графику и тексты, активная ссылка на belros.org обязательна.

Если вы считаете, что нарушены ваши авторские права, просим сообщить, чтобы мы могли внести необходимые коррективы.

Официальный сайт ФНКА Белорусов России создан в июне 2015 г., открыт 15 июля 2015 г.  | Дизайн сайта | Веб-мастер