с регионами России
12 декабря - 45 лет со времени открытия (1979 год) в Раубичах музея белорусского искусства - филиала Художественного музея БССР (ныне филиал Национального художественного музея Республики Беларусь)
12 декабря - 395 лет со дня рождения Симеона Полоцкого (Петровский-Ситниянович Самуил Гаврилович, (1629-1680), белорусского поэта, драматурга, переводчика, педагога, религиозного и общественного деятеля
с Издательским домом «Звязда»
Почему в високосный год не справляли свадьбы?
Марина Захаровна из Вилейки спросила: «Этот год — високосный. Почему старые люди не советовали жениться во время его?»
Возможно, потому, что февраль оказался нестабильным месяцем, и каждый четвертый год дополнялся «неизвестно откуда» взятым днем, високосный год постепенно начал обрастать в народном сознании признаками, поверьями, регламентированными предписаниями, которые со временем оформились в определенную систему с аурой таинственности, недосказанности, сдержанности. Ключевым понятием, закрепленным за годом-призраком, стало определение «несчастливый».
Жизненный опыт и многолетние наблюдения, зафиксированные в традиционной культуре, свидетельствуют, что к високосному году было и сохранилось определенное недоверие, некая настороженность. Вероятно, характер его подвижности, изменчивости, неустойчивости стал причиной негативного отношения к нему со стороны восточных славян: «Издавна заведено считать високосный год опасным и приписывать ему многие небывалые беды. 29 февраля високосного года есть самый бедственный день для всех возможных несчастий. Тогда якобы и скот падает, и деревья засыхают, и повальные болезни появляются, и семейные раздоры заводятся».
Считалось, что браки, заключенные в високосном году, будут неудачными и несчастливыми. Недаром говорили: «В високосный год и конский боб не туда растет». Именно високосный год народная традиция окрестила «вдовьим» годом. И потому не советовали сочетаться браком в это время, которое было указано в традиционной культуре характеристикой одиночества. Самое страшное проклятие, который можно было отправить на адрес нерадивых парней или девушек предбрачного возраста, — жениться на вдове или выйти замуж за вдовца. По многолетним наблюдениям наших предков, такой брак приводил к быстрой смерти жениха или невесты — умершие жена или муж «не терпели» конкуренции и быстро «забирали» соперника к себе. Известно немало случаев, когда вдова или вдовец неоднократно создавали новые браки, но так и оставались жить в одиночестве.
Однако эта отрицательная аура не прекращала жизнь и деятельность человека. Люди находили выход из разных ситуаций, создавали разнообразные обереги, способные, по их мнению, повлиять на характер дальнейшего развития событий, например, молитвы, заговоры и т. п.
АПрисылайте свои вопросы про корни и приспособленность к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «Пра радзіннае».