с регионами России
12 декабря - 45 лет со времени открытия (1979 год) в Раубичах музея белорусского искусства - филиала Художественного музея БССР (ныне филиал Национального художественного музея Республики Беларусь)
12 декабря - 395 лет со дня рождения Симеона Полоцкого (Петровский-Ситниянович Самуил Гаврилович, (1629-1680), белорусского поэта, драматурга, переводчика, педагога, религиозного и общественного деятеля
с Издательским домом «Звязда»
Певец Игорь Саруханов: Если есть вопросы, я иду к зеркалу. Там все ответы
Популярный в советские годы певец и сегодня полон сил и энергии. На сцене он, страшно подумать, уже 40 лет. Кстати, его первое выступление состоялось в Гомеле в составе группы «Синяя птица». «Демобилизовался в 1979 году и сразу в ансамбль», — шутит он, вспоминая тот период. На нынешнем международном музыкальном фестивале «Золотой шлягер» в Могилеве Игорь Саруханов искрил шутками, демонстрировал свой бодрый вид и уверял журналистов, что настроение у него фестивальное.
— Когда меня позвали на «Золотой шлягер», я подошел к зеркалу и сказал: молодец, хорошо поработал, раз тебя такие люди зовут, — пошутил певец. — Вообще, если у меня какие-то проблемы, я всегда иду к зеркалу. Там все ответы на все вопросы. И на этот раз я сказал отражению: ты правильно все делаешь, продолжай в том же духе. Все те, кто сходит с дистанции, заверяя, что у них все в порядке, все нормально и они могут себе позволить ни писать, ни петь, ни работать, — они, по сути, обманывают себя. Когда нечем заняться, начинаешь что? Правильно. Вы-пи-вать. А это путь в никуда.
— С какими чувствами вы едете в Беларусь, насколько комфортно себя здесь ощущаете?
— В этом году был в Витебске на «Славянском базаре», напомнил там о себе, и вот я здесь (улыбается). «Золотой шлягер» — это встреча с моими близкими друзьями по сцене, а здесь собираются настоящие мастера. Музыка — это наркотик, все остальные отдыхают по сравнению с ним. Я тут благодаря наркотическому воздействию замечательной музыки.
Беларусь — это ведь тоже моя страна. Что бы там ни говорили и ни писали, для меня Родина — Советский Союз, в котором я родился, — и я очень ее люблю. Не люблю бывать за границей. Там все чужое. И дело не в языковом барьере. Там все не то и не так. Там я выступаю только перед русскоязычными. Кому я там еще нужен? А здесь мне хорошо, тепло, уютно. Когда работал в группе «Цветы», мы побывали во всех городах Беларуси и Украины.
— Какая музыка вам сегодня ближе? Раньше вы исполняли и рок, и поп.
— Меня занимает современное звучание. И я занимаюсь тем, что перепеваю свои старые хиты на новый лад. В этом мне помогает мой продюсер, по возрасту он мне, кстати, как сын. И взгляд у него на мое творчество современный. И название он придумал оригинальное — «Реанимация». После обработки старые произведения звучат совершенно по-другому.
Первую часть песен мы уже записали, практически завершили вторую, потом сделаем третью и четвертую. Мне, конечно, по душе другое звучание барабанов, бас-гитары, клавишных, но ІT-технологии проникают и в музыку, от этого не уйдешь. Это как старый мобильный телефон, который уже не коннектит — нужно делать обновление.
В этом году мы выпустили новый клип «Не зови». Для меня существуют два поэта, которые фантастическим образом вкладывают в одну строчку огромный и глубокий смысл, — Александр Пушкин и Владимир Высоцкий. У них я и учусь.
Писать нужно так, чтобы шел мороз по коже. У нынешнего поколения поэтов нет понимания этого, потому их тексты не трогают. Они вообще очень далеки от поэзии.
Кроме высокопарных красивых слов, в поэзии есть еще рифма. А молодые ребята придерживаются того, что если строчка заканчивается на «о», следующая тоже должна заканчиваться на эту же букву. И поют себе — «О-О, А-А». Но есть же суффиксы, окончания. Это, к сожалению, последствия 90-х, когда папам и мамам было не до детей. И нужно очень постараться, чтобы молодые люди начали писать красивые тексты.
У нынешней молодежи все иначе устроено, все на каком-то тактильном уровне. Они привыкли эсэмэситься в соцсетях и не готовы к прямому контакту, не знают, что говорить, куда глаза девать. Их бы научить этому. Вот об этом я и хочу написать. Оставь свой телефон и выйди на улицу, пообщайся с людьми. Попробуй познакомиться, поговорить, спросить. Мы это умели делать. У нас двери в доме не закрывались, когда я в школе учился.
— Молодое поколение, возможно, больше концентрируется не на словах, а на музыке...
— Мелодий сегодня тоже становится все меньше и меньше. Говорю как член Союза композиторов. Поэтому показываю свои образцы в надежде, что кто-то сделает лучше. Хорошая музыка, хорошие тексты, пусть кто-то из молодых обратит внимание на них и попытается хотя бы к этому приблизиться.
Ведь даже на лекции в аудитории невозможно объяснить человеку, как можно самовыразиться. Хорошо уже то, что есть желающие. Сорок лет назад я тоже по-своему воспринимал мир. Мои сегодняшние песни отличаются от тех, которые я написал молодым. Человек растет и впитывает в себя то, что находится вокруг него. Сегодня новые технологии позволяют делать нарезку песен, но это так неправильно, так фальшиво. Это все равно что петь под фонограмму и всех обманывать. Такие люди есть, но они проживают серую жизнь.
— Чем, на ваш взгляд, шлягеры прошлых лет могут быть интересны подрастающему поколению?
— Это уже состоявшиеся произведения — мнение большинства, объективный подход. Здорово, что есть «Золотой шлягер», где звучат все эти лучшие песни. Чем больше таких площадок будет, тем лучше. На телеканалах в основном своих протаскивают, а здесь все объективно, без слов понятно, кто есть кто. Хиты были во все времена, они есть и сейчас. У того же Меладзе, Павлиашвили, у меня (смеется).
— А какую музыку вы предлагаете слушать своим детям?
— Они слушали Чайковского, Моцарта, Баха — эта музыка все время в доме звучала. Но сейчас в их жизнь вошли айпады и айфоны, и им приходится выбирать. Но если человек воспитан на чем-то хорошем, вкус уже ничем не испортишь. Все начинается с семьи.
Комментарий к фотографии
На фото: Игорь Саруханов вместе со своим продюсером Алексеем, который помогает ему обрабатывать старые песни на современный лад.