с регионами России
12 декабря - 45 лет со времени открытия (1979 год) в Раубичах музея белорусского искусства - филиала Художественного музея БССР (ныне филиал Национального художественного музея Республики Беларусь)
12 декабря - 395 лет со дня рождения Симеона Полоцкого (Петровский-Ситниянович Самуил Гаврилович, (1629-1680), белорусского поэта, драматурга, переводчика, педагога, религиозного и общественного деятеля
с Издательским домом «Звязда»
На территории Могилевской области прошла масштабная белорусско-российская поисковая экспедиция
В пятницу на мемориальном кладбище в деревне Быново Чаусского района появилась свежая могила. Здесь торжественно перезахоронили останки 14 бойцов, поднятых во время поисковых раскопок. Еще один герой, найденный в Чаусском районе, будет похоронен на своей родине. По кусочку чудом сохранившейся в земле квитанции удалось прочитать имя лейтенанта Степана Алексеевича Топычканова. В стихийной могиле около деревни Прилёповка поисковики нашли и его медаль «За боевые заслуги».
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат
Степан Алексеевич родился в Башкирии в 1909 году, а в 1943-м командовал ротой 330-й стрелковой дивизии. Смертельная пуля оборвала его жизнь 30 октября. Он так и остался лежать на месте боя вместе со своими фронтовыми товарищами. Родные до недавнего времени считали его без вести пропавшим. И новость о том, что он найден, стала для семьи долгожданной. К сожалению, приехать на торжественное перезахоронение товарищей родные бойца не успели. Но предупредили, что своего Степана заберут и похоронят на родине.
Увы, имена тех солдат, которых нашли в одном окопе с лейтенантом, неизвестны. Но они тоже вернулись с войны и похоронены как герои. Воинское захоронение около деревни Быново одно из самых больших. Тут вечным сном спят около 2,5 тысячи и солдат и командиров. Их фамилии выбиты на черных гранитных плитах. Но часть надгробий не заполнена. Это как символ того, что много бойцов неизвестных.
Вокруг только сосны и никакого постороннего шума. Здесь ничего не мешает вспомнить и тихо помолиться о канувшей в вечность душе. В последнее время тут стали появляться фотографии людей в военной форме и живые цветы. Это родные привозят погибшим весточку из дома. Ведь чувство боли от утраты близкого человека тоже передается по наследству.
Вахта памяти, в которой вместе с бойцами могилевского областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру» и 52-го отдельного специализированного поискового батальона Республики Беларусь вели раскопки и представители военно-патриотического клуба «Рассвет» из города Арзамаса Нижегородской области, проходила с 5 по 16 августа на территории трех районов Могилевской области — Чаусского, Бобруйского и Славгородского. Ужжарь, Кузьминичи, Прилёповка, Барышевка, Скварск — в районе этих чаусских деревень со времен войны осталось особенно много траншей и одиночных окопов, в которых все еще находятся погибшие красноармейцы. Вместе с останками бойцов найдены их личные бытовые вещи и оружие, но, к сожалению, нет ни одного медальона. Узнать имена двух из 15 человек удалось только благодаря медалям и кусочку истлевшей квитанции. Кроме лейтенанта Степана Топычканова, установлено имя и обладателя медали «За отвагу» Родиона Ивановича Сафронова. Младший сержант 385-й стрелковой дивизии родился в 1896 году на Рязанщине. К сожалению, его родственников пока найти не удалось.
Поиск — дело семейное
У руля могилевского областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру» семейная пара — Николай и Светлана Борисенко. Николай — бессменный руководитель клуба на протяжении всех 25 лет его существования, а Светлана — начальник штаба клуба, на ней вся бумажная деятельность и редактирование единственного в Беларуси «Поискового вестника». Светлана 20 лет проработала заведующей отделом краеведения и поисковой работы областного центра творчества, а с 2016 года сопровождает супруга во всех поисковых операциях.
Бойцы клуба «Виккру» могилевчане Евгений и Алла Бацановы в поисковом движении вот уже шесть лет. Ради участия в раскопках и поисков мест захоронений они, как, в общем-то, и все остальные их коллеги, жертвуют выходными днями, берут на время раскопок отгулы, даже отпуск.
Еще один «виккрувец» Евгений Балберов на перезахоронение в Быново взял с собой маленькую дочурку — Ксюшу. Она совсем еще ребенок, но задатки поисковика уже есть. Терпеливо отстояла со взрослыми митинг, вместе с папой подошла к братской могиле и торжественно положила на нее две алые гвоздички.
— Самые яркие воспоминания детские, а то, чем мы занимаемся, очень важно сохранить, — улыбается Евгений. — Лично для меня поисковая работа значит многое. Всегда, когда находишь останки, испытываешь очень сильные чувства. Это же освободитель, воин, чей-то сын, брат, отец. К сожалению, имена многих остаются неизвестными. Сейчас мы поднимали бойцов, погибших в 1943—1944-м. Это тот период, когда медальонов, к сожалению, уже практически не было, а документы в виде красноармейских книжек плохо хранятся в земле. С одним из бойцов нашли карандаш, заправленный в немецкую гильзу от патрона. Идентифицировать солдата, увы, не удалось. Но вещь, к которой он приложил руку, пополнит фонды музея.
Сын поисковика военно-патриотического клуба «Рассвет» из Арзамаса Алексея Маслова еще очень маленький, чтобы посещать подобные вахты — мальчишке всего год. Алексей со своей будущей женой познакомился именно в клубе. В Беларусь он на этот раз приехал один. Не исключено, что когда малыш подрастет, семья примет участие в раскопках в полном составе.
Разведка подсказала
Это то, что предшествует любой экспедиции. И от ее результатов зависит многое. То, что поисковикам удалось найти на этот раз, это прежде всего заслуга Ильи Триханова и Андрея Прудникова — раскопки велись в основном по их наработкам.
— Как только в марте сошел снег, мы принялись обследовать местность в районе деревень Кузьминичи и Скварск, — делится подробностями Андрей. — Разговаривали со здешними, привязывали снимки немецкой аэрофотосъемки к местности. Недалеко от Кузьминич проходил рубеж немецкой обороны, в одной из траншей мы и нашли останки наших бойцов. Это были, наверное, разведчики или небольшая диверсионная группа, которая пошла на штурм. В ходе контратаки они погибли, немцы зарыли их в этой же траншее, а впереди выкопали себе новый рубеж обороны. К сожалению, имена погибших красноармейцев неизвестны. При них не было никаких наград и документов. А, судя по костям, среди мужчин была и одна женщина.
— Поиски были очень непростыми, мы по нескольку раз в неделю ездили на разведку, — дополняет товарища Илья Триханов. — Только после того как удалось зацепиться за немецкую траншею, вышли на красноармейцев. Найти бойца всегда очень сложно, одно поле мы в этот раз полтора месяца отрабатывали. В Кузьминичах было более-менее понятно, но тоже пришлось поездить. А первая моя вахта памяти была в Благовичах в 2016 году, тогда и первого своего бойца нашел. До этого был интерес к истории, теперь имею возможность прикоснуться к ней руками.
В этом году Беларусь отмечает 75-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков, и перезахоронение в Быново это еще одна дань памяти тем, кто ценой своей жизни приближал Победу.
— Международные белорусско-российские экспедиции проходят на нашей земле уже восьмой год подряд. Мы не можем возвратить жизнь погибшим, но наш долг о них помнить. Эта работа бесценна, и мы очень надеемся, что она будет продолжаться, — отметил во время митинга председатель Чаусского райисполкома Сергей Дроздовский.
— Наша очередная совместная вахта памяти дала возможность поднять в общей сложности останки 17 человек — 15 в Чаусском районе и двоих в Славгородском, — отметил руководитель военно-патриотического клуба «Рассвет» из Арзамаса, преподаватель истории Арзамасского приборостроительного колледжа Евгений Колосунин. — И то, что удалось установить имена двух человек, дорогого стоит. Наш отряд в основном состоит из учащейся молодежи. Кто-то из них уже закончил колледж, но остался в отряде. Нам важно передать молодым эстафету памяти. Я помню своего деда-фронтовика, а они своих военных предков уже не застали. Великая Отечественная война и Победа — это то, что объединяет наши народы. Здесь, в Могилевской области, воевали и наши земляки. И, приезжая на берега Прони и Баси, мы передаем им поклон с берегов Оки и Волги.
— Примечательно, что первая поисковая экспедиция клуба прошла здесь, в Чаусском районе вблизи деревни Прилеповка, ровно 25 лет назад, — подчеркнул руководитель могилевского областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру» Николай Борисенко. — Сколько всего погибших в Чаусском районе, никто точно не знает. С октября 43-го по апрель 44-го на территории Чаусского, Дрибинского, Славгородского районов и части Быховского Западный фронт потерял убитыми, ранеными, пропавшими без вести 330 тысяч солдат и командиров. Но эта цифра далеко не окончательная, с каждым годом мы делаем все новые и новые открытия по войне — она по-прежнему во многом для нас остается неизвестной. На сегодняшний день из 1230 бойцов и командиров, поднятых нами, установлены имена только 79. Это — мизер. Теперь в интернете вывешены огромные списки пропавших без вести. По ним наш клуб установил имена 23 тысяч погибших или пропавших без вести на территории Могилевской области. А память всех тех, кто за 9 месяцев стояния фронта на Проне погиб, мы обязательно еще увековечим в достойном монументе.
Проститься с героями войны пришли жители деревни, школьники, представители власти, трудовых коллективов. Минута молчания, ружейные выстрелы, лития о погибших — еще одни герои обрели наконец-то вечный покой на земле.
Еще фото
- Имена их неизвестны, подвиг их бессмертен.
- Последние почести
- Белорусско-российская поисковая экспедиция «Проня» проводилась по наработкам Ильи Триханова и Андрея Прудникова. (главное фото)