15 сентября 2024 года в Московском доме национальностей в рамках проекта «Москва- город мира, дружбы и согласия» прошел День белорусской культуры
6 июля 2024 года в парке Останкино на ВДНХ прошел народный белорусский праздник «Купалье».
28 февраля 2024 года на площадке Музея Победы на Поклонной горе прошла Юнармейская межрегиональная видеоконференция «Многоголосый мир друзей юнармейцев России», посвященная началу освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и объединившая более четырехсот ребят из 11 регионов России и Республики Беларусь.
1 мая 2020 года Шляге Николаю Ивановичу исполнилось бы 85 лет.
Николай Иванович Шляга родился 1 мая 1935 года на Гомельщине в деревне Передрейка, в семье колхозников. К началу Великой Отечественной войны у шестилетнего Миколки было три сестры. Старшей Анне было 16 лет, Марии – 13 лет, младшей Антонине – 8. Брат Александр родился в 1941 году. Отцу Ивану Яковлевичу в ту пору было 52 года, матери Ефросинье Григорьевне – 46 лет.
Семье пришлось пережить все ужасы войны, находясь в зоне, оккупированной фашистами, видеть смерти советских бойцов, близких соседей, дорогих сердцу друзей. Николай Иванович видел также, с каким мужеством и героизмом действовали партизаны и подпольщики. Его отец, Иван Яковлевич, знающий в глухом лесу каждую тропу, был партизанским проводником и разведчиком, а Ефросинья Григорьевна помогала чем могла, кормила партизан.
После того, как их родную деревню сожгли немецкие каратели, Евфросинья Григорьевна забрала с собой пятерых детей и ушла в лес к партизанам.
В конце ноября 1943 года советские войска в ходе Гомельско-Речицкой операции прорвали оборону противника и продвинулись на глубину до 130 км. Гомель и Гомельская область были освобождены от немецко-фашистских захватчиков.
Рано посерьёзневший и повзрослевший Николай видел, с какой любовью, с какими искренними почестями встречали его земляки воинов-освободителей: цветы, поцелуи, поклоны к солдатским ногам, объятия, слезы радости, наказы громить фашистов, освободить Родину от захватчиков. Эта неподдельная, трепетная любовь к защитникам Отечества осталась в его сознании, а потом переросла в желание посвятить всю свою жизнь воинской службе. Кстати, впоследствии погоны надел и его младший брат Александр.
Жизнь, а точнее выживание в тяжелых условиях войны, немецко-фашистской оккупации приучила Николая к каждодневному труду. Вырос трудолюбивым, всем сердцем прикипел он к родной деревне, к Гомельщине, к Белоруссии. До мозга костей был белорусом. Не отделял себя от русского языка, русской культуры: учился в школе на русском языке, да и все в деревне Передрейка владели русским языком, а жили и трудились как их белорусские предки.
Он с восхищением вспоминал, с каким энтузиазмом жители восстанавливали мирную жизнь. Вырос убежденным патриотом, вступил в комсомол, а потом в партию как убежденный коммунист. Верным и преданным своему Отечеству остался он до последних дней своей жизни.
С 1955 по 1958 год Николай – курсант 4-го Военного автомобильного училища в г. Калинковичи на Гомельщине. Первым гарнизоном у лейтенанта Шляги был Брест. С 1960 по 1965 – служба в Германии, затем комсомольская и партийная работа в Бресте, Гродно и Слониме. Здесь он проявил себя и как организатор, высоко дисциплинированный офицер, требовательный к подчиненным, и как воспитатель, внимательный к нуждам подчиненных начальник, надежный товарищ сослуживцам. И окружающие всегда отмечали его честность, скромность, самокритичность.
В Белорусском военном округе подполковник Н.И. Шляга приобрел и опыт организации партийно-политической работы, и дополнительные знания в области оперативно-тактической, военно-технической и военно-педагогической подготовки.
В то время в Белоруссии было с кого брать пример. Командующим войсками БВО с 1967 по 1976 год был генерал-полковник (с 1976 – генерал армии) Третьяк Иван Моисеевич, герой Советского Союза (1945). Членом военного Совета – начальником политуправления был активный участник войны, опытный политработник генерал-полковник Дебалюк Александр Васильевич. В округе шла активная работа по обустройству войск. Строились военные городки с Домами офицеров, солдатскими клубами, детскими садами и яслями, военными госпиталями и поликлиниками, спортивными комплексами, жилыми домами для офицерского состава. Строились также войсковые учебные центры, полигоны, танкодромы, аэродромы для военной авиации. Округ превращался в один из самых обустроенных среди всех военных округов. Этому во многом содействовали белорусские власти (Кирилл Трофимович Мазуров, Пётр Миронович Машеров), с которыми Военный совет округа поддерживал самые тесные связи, так же как и с органами власти областей и районов республики. И в то же время в войсках шла высокоорганизованная боевая и политическая подготовка. По её показателям округ также занимал ведущее положение в Вооруженных Силах.
Вот в такой обстановке Николай Иванович проходил службу в должностях замполита полка, заместителя начальника политотдела и начальника политотдела танковой дивизии. Будучи в роли начподива, ему довелось бывать на многих окружных мероприятиях, присутствовать на заседаниях Военного совета округа. Кругозор расширялся, накапливался опыт. Это время он вспоминал с особым чувством удовлетворения.
В июле 1976 года состоялось решение секретариата ЦК КПСС, в соответствии с которым приказом министра обороны СССР Шляга Н.И. был прикомандирован к ЦК КПСС с оставлением в кадрах Вооруженных Сил. Началась жизнь в Москве и работа в аппарате ЦК партии.
Ему было поручено курировать, или, как тогда говорилось, быть направленцем на три военных округа: Киевский, Прикарпатский и Одесский. В круг его обязанностей входил контроль исполнения решений партии и правительства по военным вопросам в этих военных округах, изучение руководящих военных кадров номенклатуры ЦК КПСС и резерва на их замещение, рассмотрение писем и прием граждан, прибывших из курируемых регионов в ЦК КПСС с жалобами, просьбами, предложениями, заявлениями.
Николай Иванович, не отрываясь от жизни войск, много и напряжённо работал над расширением своего политического и военного кругозора, постигал «мудрости» аппаратной жизни. Особое внимание Николай Иванович уделял «обратной связи»: побеседовав с кандидатами на должности номенклатуры ЦК, он впоследствии старался получать объективную информацию об их дальнейшей жизни и деятельности, сравнивал свои первые впечатления с характеристиками, которые они получали при исполнении служебных обязанностей.
Несмотря на положительную оценку его деятельности в ЦК, Николай Иванович рвётся к конкретной работе в войсках. Наконец, в августе 1983 года его просьба выполнена: Н.И. Шляга назначен на должность первого заместителя начальника политуправления Центральной группы войск, а в декабре 1985 – на должность члена военного совета – начальника ПУ ЦГВ.
В июле 1987 года Николай Иванович вновь прикомандировывается к аппарату ЦК на должность зав. сектором Сухопутных и Ракетных войск. Это был сложный период жизни КПСС и всей страны. Началась перестройка... Потом – реформа Вооруженных Сил...
В конце 1988 года вспыхнул межнациональный армяно-азербайджанский конфликт... Нагорный Карабах. Затем – землетрясение в Армении. Николай Иванович неоднократно бывал в горячих точках.
Очень сложным для политработников был 1988 год – год 28-го Съезда КПСС. Остро стоял вопрос о ликвидации политорганов в армии, при полном нейтралитете Политбюро ЦК КПСС. Под лозунгом перестройки в армии шла непрерывная травля коммунистов. И здесь в полной мере раскрылся талант Н.И. Шляги. Мастер вести острую принципиальную полемику, способный убеждать сторонников, разбивать аргументы противников, он сумел добиться главного – сохранить политорганы, которые впоследствии были переименованы в военно-политические органы. Это был успех, и во многом благодаря Николаю Ивановичу не оказались выброшенными за борт сотни и тысячи политработников низового звена, замполитов рот, батарей, освобожденных секретарей партийных организаций, замполитов батальонов и полков.
В 1987-1989 годах у него сложились хорошие деловые взаимоотношения с министром обороны маршалом Советского Союза Язовым Д.Т., начальником ГлавВПУ СА и ВМФ генералом армии Лизичевым А.Д., руководством Генштаба, ГУКа, с командованием и политуправлениями Сухопутных и Ракетных войск.
В декабре 1989 года по предложению МО и Главпура он назначается на должность первого заместителя начальника, а в июле 1990 года – на должность начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского флота. Он не был информирован о задуманных Горбачевым М.С. преобразованиях в жизни и деятельности политорганов и организаций КПСС в Вооруженных Силах.
3 сентября 1990 года Президент СССР М.С.Горбачев подписывает Указ «О реформировании политических органов Вооруженных Сил СССР, войск Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск Министерства внутренних дел СССР и железнодорожных войск». Предписывалось преобразовать их в соответствующие военно-политические органы проведения государственной политики в области обороны и безопасности СССР, воспитания и социальной защиты военнослужащих. Министерству обороны СССР и Главному политическому управлению СА и ВМФ с участием КГБ и МВД было предписано в трехмесячный срок разработать проект Положения о военно-политических органах и представить его на утверждение.
В начале 1991 года создается Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил СССР. Из-под его руководства выводятся организации КПСС армии и флота. На первой Всеармейской партийной конференции, проходившей 29-30 марта 1991 года, избирается Всеармейский партийный комитет, его Секретарем – генерал-лейтенант М.С. Сурков. На должность начальника Главного военно-политического управления ВС СССР – первого заместителя Министра обороны СССР назначается Н.И. Шляга. Предстояла большая, напряженная работа по поддержанию должного порядка в войсках, который к этому времени пошатнулся.
Но неожиданно в августе 1991 года случились события ГКЧП... Началась напряжённейшая работа с офицерами, с солдатами подразделений, прибывших в Москву для охраны важнейших госучреждений. До командиров и политработников, танковых экипажей доводилась важнейшая задача, которую поставил министр обороны: не допустить ни единого выстрела, избежать стычек с гражданским населением, с демонстрантами. Николай Иванович сделал все для того, чтобы в Москве не пролилась человеческая кровь. Мы признательны ему за этот подвиг. И гордимся им.
И наконец, в сентябре военно-политические органы и партийные структуры в Вооруженных Силах СССР упраздняются.
В 1991 году, после деполитизации и департизации вооруженных сил, Николай Иванович написал рапорт и ушел в отставку. Ему предлагали остаться в армии, находилась для него и должность. Но это была уже другая эпоха. И ее должны были делать новые люди.
Воинское звание подполковника Шляге присвоили ещё в Белоруссии, в Слониме, полковником стал уже в Москве, работая в административных органах ЦК. Генерал-майора получил в Центральной группе войск в Чехословакии, будучи первым замом начальника политуправления. В Чехословакии же стал и генерал-лейтенантом, возглавляя там политуправление. С назначением на должность первого заместителя начальника Главпура он получил звание генерал-полковника. За безупречную службу Николай Иванович Шляга награжден четырьмя орденами и двадцатью пятью медалями. Среди них – орден Красной Звезды и орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. Имеет также орден Красной Звезды Чехословакии и орден Красного Знамени Афганистана, награды Монголии, Кубы, Болгарии, Румынии, ГДР, Польши.
Всю жизнь он учился. После военного училища закончил «на отлично» Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, Высшую партийную школу при ЦК КПСС, получил также гражданское высшее образование. Человек энциклопедических знаний и большого практического опыта.
В 1992 году организовал акционерное общество по подготовке кадров руководителей с филиалом в Берлине и стал его генеральным директором. В его фирме проходили стажировку российские чиновники, начиная от руководителей департаментов и заканчивая руководителями региональных структур. Их учили работать в новых экономических условиях, при рыночной экономике.
Сам Николай Иванович Шляга занялся разработкой программ по тем профессиям, которые были актуальны на рынке труда России. Разрабатывал программы совместно со своими коллегами из бывшей ГДР, где у него осталось много друзей. При его непосредственном участии разработано 17 программ. Все они были одобрены Министерством и получили сертификаты.
За большой вклад в научный и учебный процесс Николай Иванович Шляга стал действительным членом и академиком Международной педагогической академии.
Из Министерства труда поступило предложение стать заместителем генерального директора Центра учебных информационных технологий России. Согласился и возвратился в Москву. Проработал там до 1998 года.
Пять лет проработал заместителем генерального директора в акционерном обществе открытого типа «Межолимпинвест», в последнее время работал советником ОАО «Корпорация Рособщемаш» по связям с федеральными органами и Министерством обороны РФ.
Николай Иванович безмерно любил свою родину – Белоруссию. Своё свободное время Николай Иванович Шляга полностью отдавал общественной работе. И связана она была с белорусской диаспорой. В 1991 году он стоял у истоков рождения Ассоциации культурных и экономических связей России с Белоруссией.
В 1997 году родилась идея создать национально-культурные структуры в регионах, где компактно проживают белорусы. Москва в этом плане – особый регион. Здесь проживает более 50 тысяч белорусов. В 1999 году белорусы Москвы провели учредительную конференцию, создали на ней региональную национально-культурную автономию «Белорусы Москвы». Организатором и бессменным председателем с первого дня создания и в течение пяти лет был Шляга Николай Иванович, хорошо известный, уважаемый и очень дорогой человек для всех белорусов, который очень много времени и сил, здоровья отдавал работе автономии, активному участию в строительстве Союзного государства и проведению мероприятий по сохранению и поддержанию национально-культурного наследия.
Во всех этих делах, во всех начинаниях автономии большая заслуга Николая Ивановича Шляги. Народный генерал (такое звание ему присвоили журналисты) заботился об издании книг о героической истории Белоруссии. Ему очень хотелось, чтобы во всем мире не только знали о нации белорусов, но и могли по достоинству оценить белорусский вклад в великую Победу советского народа над фашизмом, роль Белоруссии в послевоенном мирном строительстве.
Он постоянно придерживался принципа: доброта всегда прорастает добротой. Свою простоту, доступность и уважительное отношение к людям Николай Иванович Шляга пронес через все долгие годы службы в Советской Армии и оставался «на боевом посту» до последнего часа.
Приближалось 60-летие освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Николай Иванович планировал в этот год поехать на Гомельщину, поклониться могилам дедов, родителей, встретиться и обстоятельно поговорить с друзьями, посетить ветеранов партизанского движения и боевых действий в Белоруссии.
Тем временем в Москве усилиями актива национально-культурной автономии «Белорусы Москвы» и ветеранских организаций было выявлено 412 москвичей-ветеранов, участников операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. Пользуясь поддержкой руководства Центрального музея Великой Отечественной войны, под руководством Николая Ивановича 24 июня 2004 года прошел праздник на Поклонной горе, посвященный 60-летию освобождения Белоруссии. Была организована выставка «Гром над Полесьем», выпуск книги «Операция «Багратион», выставки рисунков детей Белоруссии и России, праздничный концерт, пресс-конференции для российских и иностранных журналистов. На торжественный вечер были приглашены москвичи-участники освобождения Белоруссии.
Работал Николай Иванович крайне напряженно, и за два дня до начала мероприятий, во время пресс-конференции в зале Славы музея на Поклонной горе, было заметно, что ему нездоровится. На неоднократные просьбы поехать на прием к врачу он отшучивался, объяснял недомогание обыкновенной простудой, принимал таблетки, говорил: вот доведу это святое дело до конца и отлежусь, а пока отдыхать некогда, ведь для многих ветеранов эта большая встреча – последняя…
Все мероприятия на Поклонной горе, посвященные 60-летию освобождения Белоруссии, прошли великолепно. Было много радости и слез на глазах фронтовиков, некоторые из них встретились впервые после войны. Радовался со всеми и Николай Иванович, доведя до конца все запланированное им в Москве и согласившись, наконец, уехать домой, трепетно ожидая теплых встреч на земле Белоруссии... Увы, эта его встреча с друзьями, с ветеранами была последней: на следующий день сердце его остановилось. Как оказалось, два последних напряженных дня он провел на ногах с тяжелейшим инфарктом.
Он не видел более благородной цели в жизни, чем беззаветное служение народу.
25 июня 2005 года перестало биться сердце этого поистине великого человека.
Имя Николая Ивановича Шляги навечно занесено в список Совета НКА «Белорусы Москвы».
Советом НКА «Белорусы Москвы» было сделано все возможное, чтобы увековечить память о Николае Ивановиче на родине в Белоруссии.
С 17 по 22 февраля 2008 года в городе Обнинске проходил 3-й Международный Сретенский православный кинофестиваль «Встреча», в котором Региональная национально-культурная автономия «Белорусы Москвы» принимала участие в качестве соучредителя фестиваля.
В рамках кинофестиваля состоялся премьерный показ хроникально-документального фильма «Генерал из Полесья» о жизненном пути Николая Ивановича Шляга.
Фильм снят телерадиокомпанией «Гомель», при финансовой поддержке Правительства Москвы.
Память о Николае Ивановиче всегда будет жить в наших сердцах!
В канун 85-летия со дня рождения Николая Ивановича Шляги представляем документально-публицистический фильм о нем "Генерал из Полесья". «Генерал из Полесья».