Федеральная национально-культурная
автономия Белорусов России
Рус | Бел
ФНКА Белорусов России создана в 1999 году Всего в 43 регионе РФ зарегистрированы 80 общественных организаций белорусской диаспоры,
из них 15 региональных и 33 местных национально-культурных автономий
Белорусов в России более 550 000. Республика Алтай [04] - 300
Республика Дагестан [05] - 547
Магаданская область [49] - 2 169
Республика Адыгея (Адыгея) [01] - 1 934
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра [86] - 20 518
Свердловская область [66] - 18 541
Тверская область [69] - 8 581
Московская область [50] - 42 212
Ульяновская область [73] - 3 891
Псковская область [60] - 9 664
Архангельская область [29] - 10 412
Республика Саха (Якутия) [14] - 4 236
Республика Карелия [10] - 37 681
Костромская область [44] - 2 354
Белгородская область [31] - 4 912
Республика Татарстан (Татарстан) [16] - 6 129
Камчатский край [41] - 3 489
Краснодарский край [23] - 26 260
Пермский край [59] - 10 989
Воронежская область [36] - 5 013
Хабаровский край [27] - 8 840
Чувашская Республика - Чувашия [21] - 1 881
Омская область [55] - 9 075
Ставропольский край [26] - 11 343
Ростовская область [61] - 26 604
Новгородская область [53] - 5 294
Курганская область [45] - 4 175
Тамбовская область [68] - 2 367
Томская область [70] - 5 294
Республика Тыва [17] - 220
Волгоградская область [34] - 12 232
Калужская область [40] - 6 609
Республика Калмыкия [08] - 857
Еврейская автономная область [79] - 1 182
Республика Крым [91] - 17 919*
Сахалинская область [65] - 5 455
Пензенская область [58] - 2 579
Калининградская область [39] - 50 748
Оренбургская область [56] - 9 182
Иркутская область [38] - 14 185
Донецкая народная республика [80]
Республика Ингушетия [06] - 23
город Санкт-Петербург [79] - 54 484
Херсонская область [84]
Челябинская область [74] - 20 355
Самарская область [63] - 14 082
Кемеровская область [42] - 10 715
город Севастополь [92] - 3 775*
Кировская область [43] - 2 846
Орловская область [57] - 2 438
Луганская народная республика [81]
Республика Мордовия [13] - 1 240
Красноярский край [24] - 18 149
Карачаево-Черкесская Республика [09] - 733
Республика Северная Осетия - Алания [15] - 1 002
Смоленская область [67] - 16 231
Рязанская область [62] - 2 425
Тюменская область [72] - 35 996
Новосибирская область [54] - 8 380
Ивановская область [37] - 3 483
Ненецкий автономный округ [83] - 426
Брянская область [32] - 7 733
Владимирская область [33] - 5 682
Республика Коми [11] - 15 212
Удмуртская Республика [18] - 3 308
Республика Хакасия [19] - 2 590
Саратовская область [64] - 12 675
Амурская область [28] - 7 827
Курская область [46] - 2 878
Липецкая область [48] - 2 731
Забайкальский край [75] - 2 973
Ярославская область [76] - 4 275
Запорожская область [85]
Алтайский край [22] - 8 280
Тульская область [71] - 5 974
Ленинградская область [47] - 26 290
Ямало-Ненецкий автономный округ [89] - 8 989
Вологодская область [35] - 4 918
Приморский край [25] - 11 627
Нижегородская область [52] - 6 833
Республика Марий Эл [12] - 1 406
Республика Башкортостан [02] - 17 117
Чеченская Республика [20] - 68
Республика Бурятия [03] - 2 276
город Москва [77] - 59 353
На связи
с регионами России
Ближайшая памятная дата
Календарь памятных дат Сотрудничество
с Издательским домом «Звязда»

Поклонимся в пояс

14.07.2016      1634
Поклонимся в пояс

Вместе с входящими в моду вышиванками в одежде белорусов может появиться еще один аутентичный элемент, без которого сто с лишним лет назад нельзя было показаться на улице. Это традиционные пояса, которые нашим предкам порой заменяли даже паспорт. Когда-то их ткали в каждой деревне, но в век тотальной глобализации традиция канула в Лету. За ее возрождение восемь лет назад взялись в небольшом горпоселке Антополь Брестской области. Так местный центр ремесел, куда мне посчастливилось попасть на мастер-класс, стал хранилищем белорусского информационного кода.

Местных народных умельцев найти несложно. Любой житель поселка укажет дорогу, да еще и передаст привет директору, Галине Степанюк. Это она вдохнула в Антополь вторую жизнь. Галина Михайловна показывает альбом с фотографиями: выставки, фестивали, будни — целая летопись. Это при том, что еще лет 10 назад, говорит директор, о ткачестве здесь и не помышляли:

Все начиналось с кружка народного творчества. Потом был создан районный центр ремесел. Руководство от культуры нам предложило заняться ткачеством поясов, хотя раньше я с этим не сталкивалась.

Начинали с нуля. Технологии искали в литературе и этнографических экспедициях по белорусской глубинке. Всезнающего интернета тогда не было, да и сейчас у центра пока еще нет своего сайта и электронной почты. Ценную информацию ученики Галины Степанюк, это около 10 местных школьников, берут из первоисточников.

Кстати, много знаний можно почерпнуть на различных фестивалях, где антопольские ремесленники дают мастер-классы. Забавно: умельцы преподают уроки ткачества и при этом учатся сами. На «Дажынках» в Кобрине, например, Галина Степанюк узнала, что такое «пояс брата»:

Напротив меня стояла пожилая женщина и долго наблюдала за моей работой. А потом подошла и стала делиться своими воспоминаниями. Она — тоже мастер. Говорит, переплела множество поясов, ведь в нашей традиции на свадьбу ни лент, ни рушников не вязалось. Невесте нужно было выткать более ста различных поясов для гостей. Чего стоил только один, для брата жениха, длиной в 4 метра и 20 сантиметров с васильковой, белой и голубой нитками. И чем больше невеста наткет красивых поясов — тем богаче выходило ее приданое.

А доставалось оно нелегким трудом. На создание хорошего пояса у мастера уходит около пяти дней. Это если ткать с утра до вечера с перерывом разве что на обед. Так что на сто поясов нужно потратить около двух лет!

Перед началом «урока» Галина Степанюк проводит небольшой экскурс. В поясах когда-то была зашифрована информация о его хозяине. Оказывается, каждый белорус получал с рождения пояс, как метрику:

Новорожденным дарили пояски-повивачи. Яркие, разноцветные. От дурного сглаза. Считалось, что чем больше там пестрых ниток, тем лучше, ведь в первую очередь чужие будут смотреть не на малыша, а на повивач. Его же невеста надевала под свадебное платье. Это был самый сильный оберег.

Показаться на людях без пояса считалось верхом неприличия. Равносильно тому, как выйти вовсе без одежды. С мужчиной, например, в таком случае могли не поздороваться, а то и вовсе устроить ему бойкот. Именно поэтому до сих пор у восточных славян и нарекают несдержанного человека распоясавшимся. И традиция эта корнями уходит еще в язычество, еще задолго до того, как образовалась Киевская Русь, а позже, с ее распадом, появились белорусы, русские и украинцы.

Именно поэтому вышиванки и пояса есть у многих народов, а вот различий между ними множество. Даже внутри одного региона. К примеру, узоры, вытканные в Каменецком районе Брестской области, существенно отличаются от тех, что встречаются в Дрогичинском, где и находится Антополь. Разгадать сегодня весь шифр, увы, непросто. Но все же основные символы, обозначающие социальное и семейное положение известны. Их можно было увидеть на сельской свадьбе, где собирались представители различных сословий. Бедняки надевали пояса из чистого льна, зажиточные сельчане вплетали нити из шерсти и шелка. Оконфузиться, заигрывая с замужней дамой, — невозможно. Пояс, говорит Галина Степанюк, и тут говорил обо всем, без всякого штампа в паспорте:

Незамужние девушки носили тонкие пояски с коралловыми нитями. По краям — желтая и салатовая полоски. А после свадьбы вкраплялась черная — символ плодородия, чтобы обязательно родила ребеночка. Был свой пояс и у бобыля. Плели его из чистой шерсти. Одна нитка — светло-бежевая, вторая — цвета переспелой вишни.

Впрочем, проще всего отличить холостяка от того, кто связан узами брака, можно было по тому, как завязан пояс. У женатых — на правую сторону, у свободных — налево. Как раз в том направлении, куда сейчас ходят неверные супруги.

Опоясанным белорус жил до самой смерти. Есть версия, что и в гроб тоже клали пояс. По крайней мере, об этом на одном из фестивалей Галине Степанюк поведал местный старожил, попросивший ее соткать ему пояс из трех полос. В центре — широкая черная, символизирующая землю, а по краям узкие ярко-оранжевые — цвета солнца. Такое вот «свидетельство» о смерти.

Конечно, в XXI веке всерьез говорить о сакральности поясных орнаментов трудно. Но необъяснимые вещи все же есть. Саша Черняк, «выпускник» центра ремесел, как-то выткал пояс, который остался висеть в мастерской. Спустя некоторое время его бабушка принесла в центр пояс своей прапрабабушки, который случайно нашла у себя в деревне. Галина Степанюк не поверила глазам: узоры на обоих поясах были одинаковыми. Это при том, что Саша никогда в жизни ту старинную работу не видел.

За разговором от теории переходим к практике. В мастерской длинные нити натянуты от спинок стульев к батареям отопления и пропущены через небольшую деревянную дощечку, бердичко. Здесь его называют «дочерью» ткацкого станка. Узор, который в итоге получится, уже заложен. Остается только правильно распределять нити той самой дощечкой, что, как оказалось, совсем не просто.

Прежде чем сесть за работу, снимаю конец ниток, привязанный к спинке стула, и обматываюсь им. Галина Михайловна поправляет: натягивайте сильнее! Спина напрягается как струна. А дальше нужно совершать фантастические манипуляции, которые далекому от любого рукоделия человеку описать трудно. Скажу лишь, что руки устают не меньше, чем спина, так что после двадцати минут таких упражнений, кажется, что вышел из тренажерного зала. Наставник улыбается:

Здесь только две планки, соединенные нитками, а в Слуцких поясах их 400, при этом узоры делают там двухсторонние.

Галина Степанюк уверена, что в каждом белорусском селении можно возродить местные традиции и сделать из этого туристический бренд. А я добавлю: нужны еще вот такие энтузиасты. Которым нужно поклониться. По традиции — в пояс.


Автор: Александр Митюков

Еще фото

Поклонимся в пояс
Поклонимся в пояс
Поклонимся в пояс

Комментарий к фотографии

Фото Нины ЛЕОНОВЕЦ