24 марта - 230 лет назад (1794) началось освободительное восстание во главе с Тадеушем Костюшко.
Календарь памятных дат2 сентября исполнится 75 лет с того дня, когда была поставлена финальная точка в советско-японской войне, окончившейся победой СССР. Одним из творцов этой победы был Родион Яковлевич Малиновский.
19 августа исполняется 110 лет со дня рождения белорусского поэта Александра Дмитриевича Синичкина. Он подписывал свои творения как Алесь Жаврук.
1 мая 2020 года Шляге Николаю Ивановичу исполнилось бы 85 лет.
В четверг, 2 апреля 2015 г, наша страна будет праздновать День единения с народом Белоруссии. В этот день в 1997 году был подписан Договор «О Союзе Беларуси и России», который дал новый импульс процессу всеобъемлющей интеграции двух государств.
Марина Захаровна из Вилейки спросила: «Этот год — високосный. Почему старые люди не советовали жениться во время его?»
Популярный в советские годы певец и сегодня полон сил и энергии. На сцене он, страшно подумать, уже 40 лет. Кстати, его первое выступление состоялось в Гомеле в составе группы «Синяя птица». «Демобилизовался в 1979 году и сразу в ансамбль», — шутит он, вспоминая тот период. На нынешнем международном музыкальном фестивале «Золотой шлягер» в Могилеве Игорь Саруханов искрил шутками, демонстрировал свой бодрый вид и уверял журналистов, что настроение у него фестивальное.
Уйгурский детский писатель из Казахстана Авут Масимов первую повесть для детей «Дастархан» издал в 1985 году. Затем написал книгу «Спор знаков», повесть «Неделя и двенадцать месяцев». В 2005 году выпустил сборник сказок «Агмихан» и книгу с иллюстрациями «Игра пальчиков». В 2008 году вышла сатирическая книга Авута Масимова «Два дня отдыха и пять свободы». В 2013 году писатель подарил детям книгу рассказов, стихов и песенных нот — «Белые облака». В 2017 году в Академическом уйгурском театре имени Куддуса Ходжамиярова была показана постановка детской сказки А. Масимова «Сок жизни». В 2019 году вышли книги уйгурского писателя для детей «Тайна письма» и «Строчки-загадки». Уйгурский поэт, прозаик, драматург — лауреат независимой премии «Илхам» за 2013 год в области литературы. С Авутом Масимовым беседует наш корреспондент.
Далеко ехать не надо — от Минска на машине всего 540 километров, от Витебска — на двести меньше. Несколько часов в пути, даже устать не успеешь — и попадаешь в совершенно другой мир. Вроде и похожий, а другой. Псков и его окрестности обладают удивительной аурой, которую чувствуешь сразу, а иногда кажется, что вот-вот — и ты ее увидишь. Какая она? Строгая, прозрачно-прохладная, без ярких красок и кричащих изысков. Северо-запад, пограничье. Народностей, культур, а сегодня и стран. Разве может быть иначе? Но есть в этом строгом — где-то простом, где-то даже слегка чопорном — облике свое неповторимое притяжение. Так бывает, когда общаешься с человеком, который вроде и не склонен с тобой откровенничать, а все равно тебе удивительно интересен, потому как что-то есть в нем такое, что хочется непременно разгадать.
С Псковом у меня лично та же история. Каждый раз, попадая в этот холодный край (снег шел там уже в первых числах октября), пытаешься уловить и понять его какую-то недосказанную тайну.
Этот город известен всем как крупный железнодорожный пункт. Однако славится он не только этим. В Барановичах есть что посмотреть. О том, на что же следует обратить внимание, приехав сюда, мы спросили у научного сотрудника Барановичского краеведческого музея Елены Бычко.
Пока в столичном Верхнем городе звучат субботние «классические» концерты, мы пригласили на встречу главного дирижера капеллы «Сонорус» Александра Хумала. С одним из самых представительных молодых белорусских музыкантов, за плечами (и на плечах) которого в том числе Роттердамская консерватория и впечатляющий международный опыт, мы поговорили о сфере академической музыки в Беларуси и восприятии классики публикой.
Комитет по работе с регионами и по проекту «Белорусские деревни России» представляет вашему вниманию статью и фото методиста Новосибирского центра белорусской культуры Татьяны Нелюбиной «Характер разный, но дом один» о деятельности Центра по сближению народов Беларуси и России через призму культуры в рамках программы «Россия и Беларусь – наш общий дом» и о том, как совместными усилиями неравнодушных людей сохраняется и развивается этническая культура белорусов в Новосибирской области.
Народный поэт Башкортостана, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР Мустай Карим — из поколения Аркадия Кулешова, Максима Танка, Михаила Дудина, Александра Твардовского, Миколы Нагнибеды, Михайлы Стельмаха, Давида Кугультинова, Кайсына Кулиева, Алима Кешокова, Пимена Панченко...
К фальшивомонетчеству во все времена относились как к тягчайшему преступлению. Людям, подделывающим деньги, грозила страшная казнь — им заливали в горло расплавленный металл, отсекали руки и ноги, варили заживо в кипящем масле. И тем не менее для мошенников подделка денежных знаков продолжала оставаться привлекательной.
Каждый более-менее образованный белорус знает, какое место в истории отечественной науки и системы образования ХХ столетия принадлежит Владимиру Пичете, первому ректору Белорусского государственного университета, академику АН БССР и академику АН СССР, чьи заслуги отнюдь не ограничиваются пространством Беларуси и временем раннего советского периода. Благодаря этому выдающемуся ученому впоследствии создана мощная славистическая школа на базе организованной им кафедры истории западных и южных славян в МГУ, а также еще более важный научный центр в АН СССР, где он возглавил сектор славяноведения Института истории и стал первым заместителем директора Института славяноведения.
Но немногие знают, что этот знаменитый славист (в том числе и основательный историк-белорусист!) происходил, по отцовской линии, из герцеговинских сербов. Отцом первого ректора БГУ был протоиерей Иоанн (Иван Христофорович) Пичета — ректор Витебской и Полтавской духовных семинарий.
Известный белорусский ученый-славист, доктор филологических наук, профессор Иван ЧАРОТА основательно изучил историю жизни и деятельности этого ученого, чье имя до сих пор незаслуженно забыто.