с регионами России
12 декабря - 45 лет со времени открытия (1979 год) в Раубичах музея белорусского искусства - филиала Художественного музея БССР (ныне филиал Национального художественного музея Республики Беларусь)
12 декабря - 395 лет со дня рождения Симеона Полоцкого (Петровский-Ситниянович Самуил Гаврилович, (1629-1680), белорусского поэта, драматурга, переводчика, педагога, религиозного и общественного деятеля
с Издательским домом «Звязда»
14 октября белорусы отмечают большой Праздник – «Пакровы» (25.10.2016)
«Пакровы» («Пакроў») — рубежная дата в народном и земледельческом календаре беларусского народа. Праздник формировался ещё в дохристианскую эпоху и был связан с окончанием осеннего цикла хозяйственных работ. Именно к Обряду «Пакровы» необходимо было закончить все полевые дела, перапахать пашню, убрать в огороде.
После этого праздника Землю нужно «замкнуть» на Зиму. А все работы по хозяйству переходили с «поля» на «двор» (молотили зерно, начинали мелить муку, обрабатывали лён — делали с него «кастрыцу», отсюда и название месяца — «октябрь»; по-белоруски — «кастрычнік», и т.п.). Также на «Пакровы» «ставили» коров в хлев, т.е. их уже нельзя было выгонять в поле.
Наши предки старались жить в гармонии с Природой. Они были внимательны к её особенностям и основным этапам развития. Название праздника «Пакровы» связано с тем, что обычно в этот день мог выпасть первый снег и покрыть землю своим белым «одеялом». У беларусов сложилось множество поговорок, присказок и пословиц. Большинство из них несли поучительный характер. Вот некоторые примеры:
- «Прыйшлі Пакровы, пытаюць, ці да зімы гатовы?»,
- «На Пакровы дай сена карове»,
- «Пакровы пакрываюць траву лістам, зямлю — сьнегам, ваду — лёдам, а дзяўчат — шлюбным чэпкам»,
- «На Пакровы зямля сьнегам пакрываецца, марозам адзяваецца»,
- «Бацюхна Пакроў, пакрый нашу хату цяплом, а гаспадара дабром»,
- «У Пакроў не пражывеш без дроў»,
- «Пакровы весела правесьці, значыць Сябра знайсьці» и т.п.
Свадьбы наши предки также начинали «гуляць» после «Пакроваў». Это связано ещё и с тем, что все работы самые тяжёлые полевые сделаны, урожай собран, есть чем и «стол накрыть». Свадьбы проходили от «Пакроваў» до начала «Піліпаўскага» поста (27 ноября).
В связи с этим народная мудрость гласит: «Да Пакроваў усё павінна быць звезена з поля, а хлопец з Пакроваў каб гатовы быў жаніцца...».
Чтобы правильно отметить «Пакровы» нужно исполнить три основных действия.
Первое. Нужно испечь из нового урожая Каравай. Собрать гурт из «хлопцаў» и «дзевак» и ходить с осенними «покровскими» песнями от дома к дому. Заходя в очередной двор нужно хозяевам дома сказать приветственные слова с пожеланиями достатка, затем Караваем дотронуться до крыши дома. Считается что «обереговый» Каравай защитит крышу дома хозяина от зимних невзгод: дабы зимние ветра не сдули крышу, дабы снег не провалил настил и т.п. Хозяева благодарят «пакроўскі» гурт и отдаривают его продуктами с нового урожая (обязательно то, что добыто с поля или огорода). И так «пакроўскі» гурт идёт от дома к дому.
Второе. «Пакроўскі» гурт приходит к полю возле села и проводит Обряд «замыкания» Земли. С определёнными песнями и ритуальными словами закапывается «ключ», сделанный из дерева.
Третье. Деревенские «Хлопцы» умыкают одну их девушек из «Пакроўскага» гурта. Сажают её на коня и привязывают, «дабы не сбежала», и ведут через всё село, уговаривая выйти за кого-нибудь из них замуж. Девушка должна отказываться. Причём может шуточно «оскорблять» парней, замечая их недостатки. Например, «ды ў цябе вунь гузіка няма, мне што з табой рабіць, усё жыцьцё гузікі прышываць»....
Этот Обряд отголосок древней традиции воровства невест. Но в наше время уже никто насильно девушку замуж не берёт. Хотя может, кто-то из парней и «уговорит» девушку выйти за него замуж. Но тогда он уже по-настоящему посылает к её родителям сватов.