Федеральная национально-культурная
автономия Белорусов России
Рус | Бел
ФНКА Белорусов России создана в 1999 году Всего в 43 регионе РФ зарегистрированы 80 общественных организаций белорусской диаспоры,
из них 15 региональных и 33 местных национально-культурных автономий
Белорусов в России более 550 000. Республика Тыва [17] - 220
Республика Алтай [04] - 300
Вологодская область [35] - 4 918
Ивановская область [37] - 3 483
город Севастополь [92] - 3 775*
Кабардино-Балкарская Республика [07] - 1 194
Мурманская область [51] - 20 335
Челябинская область [74] - 20 355
Волгоградская область [34] - 12 232
Новосибирская область [54] - 8 380
Красноярский край [24] - 18 149
Хабаровский край [27] - 8 840
Республика Татарстан (Татарстан) [16] - 6 129
Пермский край [59] - 10 989
Камчатский край [41] - 3 489
Запорожская область [85]
Чукотский автономный округ [87] - 517
Архангельская область [29] - 10 412
Ленинградская область [47] - 26 290
Астраханская область [30] - 2 651
Херсонская область [84]
Магаданская область [49] - 2 169
Еврейская автономная область [79] - 1 182
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра [86] - 20 518
Оренбургская область [56] - 9 182
Республика Коми [11] - 15 212
Кемеровская область [42] - 10 715
Удмуртская Республика [18] - 3 308
Тамбовская область [68] - 2 367
Амурская область [28] - 7 827
Ставропольский край [26] - 11 343
Кировская область [43] - 2 846
Брянская область [32] - 7 733
Тюменская область [72] - 35 996
Орловская область [57] - 2 438
Липецкая область [48] - 2 731
Республика Хакасия [19] - 2 590
город Санкт-Петербург [79] - 54 484
Тульская область [71] - 5 974
Республика Бурятия [03] - 2 276
Республика Дагестан [05] - 547
Пензенская область [58] - 2 579
Республика Адыгея (Адыгея) [01] - 1 934
Саратовская область [64] - 12 675
Республика Башкортостан [02] - 17 117
Ямало-Ненецкий автономный округ [89] - 8 989
Луганская народная республика [81]
Курская область [46] - 2 878
Курганская область [45] - 4 175
Ульяновская область [73] - 3 891
Псковская область [60] - 9 664
Республика Ингушетия [06] - 23
Республика Марий Эл [12] - 1 406
Чувашская Республика - Чувашия [21] - 1 881
Республика Северная Осетия - Алания [15] - 1 002
Сахалинская область [65] - 5 455
Рязанская область [62] - 2 425
Тверская область [69] - 8 581
Краснодарский край [23] - 26 260
Республика Калмыкия [08] - 857
Ненецкий автономный округ [83] - 426
Карачаево-Черкесская Республика [09] - 733
Смоленская область [67] - 16 231
Калужская область [40] - 6 609
Костромская область [44] - 2 354
Забайкальский край [75] - 2 973
Иркутская область [38] - 14 185
Калининградская область [39] - 50 748
город Москва [77] - 59 353
Ростовская область [61] - 26 604
Владимирская область [33] - 5 682
Московская область [50] - 42 212
Воронежская область [36] - 5 013
Приморский край [25] - 11 627
Новгородская область [53] - 5 294
Ярославская область [76] - 4 275
Самарская область [63] - 14 082
Республика Крым [91] - 17 919*
Нижегородская область [52] - 6 833
Донецкая народная республика [80]
Омская область [55] - 9 075
Алтайский край [22] - 8 280
Республика Карелия [10] - 37 681
Белгородская область [31] - 4 912
Республика Саха (Якутия) [14] - 4 236
1 ноября – «Дзяды» – День поминовения предков.

1 ноября – «Дзяды» – День поминовения предков.

01.11.2015 1745

«Дзед» в переводе с белорусского на русский это душа умершего предка. «Дзедам» может быть и старик, и человек среднего века, и даже маленький ребёнок, умерший неожиданной смертью. Любой человек, ушедший из жизни достоин памяти.

У белорусского народа Дни поминовения умерших сохранились ещё с дохристианских времён, когда предки наши жили племенами и только осваивали будущие земли Восточно-европейской равнины. Многие древние элементы поминовения из языческих обрядов утратили свой первоначальный смысл. Под давлением новых веяний и учений они трансформировались, видоизменялись, а некоторые и вообще потерялись во времени.

Но всё же белорусский народ основные свои обряды сохранил. Более того, из поминальных дней весенняя «Радаýнiца» и осенние «Змiтраýскiя Дзяды» являются самыми распространенными обрядами в нашем Крае и по сей день.

Согласно народной традиции, «Радаýнiца» всегда проводилась во второй вторник после «Вялiкдня». В этот день люди шли на могилки своих родных и близких людей, умерших недавно, при памяти того поколения семьи, которое пришло поминать.

Осенние же «Дзяды» проводились 1 или 2 ноября в доме. В этот день вспоминались не только умершие члены семьи, но  и весь род, а иногда и дальше – прославленные предки, (может быть даже не родственники) память о которых сохранилась в народной молве.

Обряд «Дзяды» является источником чистых мыслей и чувств. Ему всегда придавалась особое важное значение. Именно этот обряд может спасти от забывчивости своих корней, что влечёт к бездуховности и безразличию, потери нравственности. Мне кажется всем ясно прописная истина: Народ, который потерял память, быстро исчезает с лица земли. Он ассимилируется, растворяется среди других народов.

Наши предки это понимали. Ведь недаром они называли дни «Дзядоý» святымi светлыми.

Провести обряд не самое главное. Важнее всего понять необходимость этого обряда. Только тогда оправдаются наши усилия возродить древние  традиции.

Как же наши предки проводили обряд ранее?

Заранее мылись в бане, убирались в доме, вывешивали чистые рушники, занавески, застилали белой скатертью стол.  Ближе к вечеру все дальние  и близкие родственники собирались в доме у самого старшего из рода. Причём каждый приходил со своими припасами и блюдами. Накрывался богатейший стол, где обязательно присутствовали три обрядовых блюда: куцця, блины и кисель. Хозяйка дома ставила специальную посуду для «Дзядоý, куда от каждого блюда понемногу откладывалась еда. Эта еду нельзя было трогать в течении всего ужина, а затем её отдавали беднякам. Затем вставал хозяин дома, он же являлся главой Рода, и говорил ритуальные слова:

Сьвятыя Дзяды, завём Вас,  хадзіце да нас, ляціце да нас!
Чым толькі хата багата, што ёсць тут – я для Вас ахвяраваў!
Прыходзьце, Дзяды!
І старыя , і малыя, хто на гэтай сялібе жываў, хлеба- солі ядаў. 
Прыходзьце Дзяды!
Да свайго стала, да свайго прыпечка,
хлеба-солі засылайце, каб было чым душу памінаць год ад году, век ад веку.
Прыходзьце Дзяды!
П’ю за Вас, продкі нашы сардэчныя, каб ведалі, што нічога не шкадую Вам.
Прыходзьце Дзяды!

В этот момент хозяйка дома, либо сыновья и дочери, открывали окна и двери и в молчании сидели несколько минут, давая возможность «Дзядам» войти в дом и отведать блюда.

Затем снова поднимался хозяин. Он вспоминал зачинателя их Рода, либо самого прославленного предка. Немного рассказывал о нём и предлагал выпить за его душу. Затем хозяин дома, либо кто-нибудь из его сыновей перечислял всех предков минимум до 10 колена, при этом давалась краткая характеристика положительных качеств. Например: «Дзед Мiкола – добры быý каваль, прадзед Мiхась – цудоýна граý на цымбалах…» и т. д.

После этого начиналась трапеза. Во время ужина шла тихая «бяседа». Рассказывались приключения предков, описывались их характеры, вспоминались легенды связанные с Родом. «Бяседа» длилась до «3-их петухов». Было что рассказать нашим предкам о своих прародителях, тяжелее нам. За сталинское время память людская сильно укоротилась. Мы помним в лучшем случаи своих дедушек и прадедушек, но не далее.

Однажды, когда я приехал в отпуск в Беларусь, мне захотелась поподробнее распросить свою бабушку Ляксандру (как её называли в деревне) о её родителях, прародителях и других родственниках. Меня поначалу очень удивили её неохотные немногословные ответы. Я уже подумал, что она многое подзабыла. Но в конце нашей беседы, я понял истинную причину умалчивания. Она, видя, что я всё записываю, с тревогой спросила: А на што ж ты гэта ýсё ýнучак запiсываеш? А потым да мяне нiхто з мiлiцыяй ня прыйдзе?…» Бабушка была воспитана в сталинское время, когда о своих родственниках лучше было поменьше знать, ибо наверняка кто-то да был сослан, либо расстрелян. Но самое ужасное то, что тот Страх жив до сих пор.

И всё же, сейчас, в наше время. Когда и мы с Вами, пытаемся восстановить пробелы нашей истории и истории жизни наших предков, появилась Надежда на Возрождение нашей Духовной Силы. Она всё сильнее пробивается сквозь годы от наших «Дзядоý» к нам. И она, я надеюсь, не только поможет нам победить Страх, но и сплотит Белорусский народ, поможет встать с колен и занять «пачэсны пасад мiж народамi».

Автор: Олег Рудаков