с регионами России
12 декабря - 45 лет со времени открытия (1979 год) в Раубичах музея белорусского искусства - филиала Художественного музея БССР (ныне филиал Национального художественного музея Республики Беларусь)
12 декабря - 395 лет со дня рождения Симеона Полоцкого (Петровский-Ситниянович Самуил Гаврилович, (1629-1680), белорусского поэта, драматурга, переводчика, педагога, религиозного и общественного деятеля
с Издательским домом «Звязда»
Красноярские белорусы провели Коляды
Зимняя пора для предков современных белорусов была знаменательна одним языческим праздником – днём зимнего солнцестояния. Праздник, который олицетворял рождение нового солнца, а значит и наступление последующего сельскохозяйственного года. Позже, с принятием христианства, языческое торжество утратило своё первоначальное значение, обратившись в празднование рождения Иисуса Христа.
В наши дни Колядки справляются с 6 по 19 января.
Вот и красноярские белорусы на прошлой неделе гуляли Коляды.
В субботу в Доме дружбы народов Красноярского края собрались белорусы и приглашённые ими гости. Среди собравшихся были представители самых разных национально-культурных автономий города – это и чуваши, и латыши, молдаване, поляки, евреи, эстонцы и, даже, итальянцы. Всем нашлось место в зале и тёплые слова приветствия. А на тёплые слова и гостеприимство белорусы никогда не скупились.
Гостей праздника приветствовала председатель Совета региональной белорусской национально-культурной автономии «Беларусь» Красноярского края Наталья Александрович.
Собравшимся на торжество ведущие рассказали о Коляде: как она проходит, что можно в эти дни, а что нельзя делать.
На празднике звучали песни, загадывались загадки, желающие кружились в танце. Вокальный ансамбль латышского общества «Дзинтарс» исполнил песни под аккомпанемент кокле (гуслей) и эглите (шумовой инструмент), чувашский ансамбль «Дубравушка» радовал своими национальными произведениями, выступление белорусского дуэта «Крыничка» и сестёр Ольшевских сопровождалось бурными аплодисментами.
В интерактивной игре «Поговорим на мове» на угадывание белорусских загадок и белорусских слов участие приняли почти все гости. Они с увлечением отгадывали значение белорусских слов, а это очень непросто. Например, белорусское слово «дыван» переводится как «ковёр», а «крэсла» – это «стул».
Также гости разучивали белорусский танец «Маразуля». Вообще это один из самых простых танцев, научиться его танцевать можно за 5 минут. Но в нём есть своя фишка, которая делает этот танец драйвовым – темп музыки постоянно ускоряется и двигаться надо всё быстрее и быстрее.
Мы привыкли ассоциировать Коляду с покупками, подарками, образами Козы и Медведя, но у наших предков существовала определенная система подготовки к празднику. Тем не менее красноярский праздник получился весёлый и душевный.
Стоит заметить, что Колядам предшествовал Филипповский пост, который длился семь недель. Люди в это время не играли свадьбы, потому что было запрещено. Считалось, что в такие дни играют только волчьи свадьбы.
В колядных обычаях наряду с благодарностью за собранный урожай и успешное окончание сельскохозяйственного года значительную роль имели обряды, направленные на заботу о новом урожае и приплоде животных, о хорошем самочувствии и материальном достатке членов семьи и всей общины.
Например, под конец первого праздничного ужина существовала традиция подкидывать остатки кутьи вверх, до потолка, чтобы высоким рос лён и был сильным скот. После этого недоеденная кутья отдавалась курам, чтобы хорошо неслись, а сено, которым покрывали стол, относили в хлев скотине, чтобы она в течение года была здоровой и имела хороший приплод.
На протяжении Коляд немного разрешалось ворожить. Где-то девушки выбегали на улицу, набирали в подол щепок, считали – чётное или нечётное количество. Чётное – выйдешь замуж в этом году, нечётное – не выйдешь.
Выбегали на дорогу, слушали, как собака лает: «Калі хрыплы брэх сабакі, то муж будзе стары. Звонкі – муж будзе малады».
Или есть варианты, где одну ногу девушка не разувала и так ложилась спать. Чтобы пришёл милый во сне, кто ей расшнурует ботик, за того и замуж пойдет. И так далее. Эта ворожба была довольно безобидная.
Большой популярностью Коляды пользуются у молодых людей, так как для них это время означало всевозможные забавы, игры, танцы. Юноши и девушки образовывали группу, нарядившись в козу (кобылу, аиста, медведя), цыган, и на второй день Коляд ходили по деревне, пели поздравительные, хвалебные песни хозяину, хозяйке и их детям, желая им всего самого хорошего.
Окончанием Коляд был Щендрец. Это были те же коляды, но во главе группы ходила самая красивая девушка селения.
И вот закрываются Коляды.
Некоторые традиции существовали, видимо, не сотни лет, а гораздо дольше, потому что колядные вечера считаются святыми. В это время идет борьба добра и зла, темноты и света, ведь уже начинает прибывать день.
В народе знали, что с Рождественского сочельника – с 6 января – солнце поворачивает на лето, а зима идет на мороз.