Федеральная национально-культурная
автономия Белорусов России
Рус | Бел
ФНКА Белорусов России создана в 1999 году Всего в 43 регионе РФ зарегистрированы 80 общественных организаций белорусской диаспоры,
из них 15 региональных и 33 местных национально-культурных автономий
Белорусов в России более 550 000. Ленинградская область [47] - 26 290
Республика Адыгея (Адыгея) [01] - 1 934
Пермский край [59] - 10 989
Тамбовская область [68] - 2 367
Пензенская область [58] - 2 579
Воронежская область [36] - 5 013
Красноярский край [24] - 18 149
Республика Марий Эл [12] - 1 406
Псковская область [60] - 9 664
Амурская область [28] - 7 827
Саратовская область [64] - 12 675
Республика Коми [11] - 15 212
Свердловская область [66] - 18 541
Хабаровский край [27] - 8 840
Оренбургская область [56] - 9 182
Забайкальский край [75] - 2 973
Калужская область [40] - 6 609
Челябинская область [74] - 20 355
Чувашская Республика - Чувашия [21] - 1 881
Тульская область [71] - 5 974
Новосибирская область [54] - 8 380
Брянская область [32] - 7 733
Мурманская область [51] - 20 335
Орловская область [57] - 2 438
Еврейская автономная область [79] - 1 182
Республика Северная Осетия - Алания [15] - 1 002
Республика Татарстан (Татарстан) [16] - 6 129
Республика Саха (Якутия) [14] - 4 236
Ставропольский край [26] - 11 343
Чукотский автономный округ [87] - 517
Донецкая народная республика [80]
город Москва [77] - 59 353
Новгородская область [53] - 5 294
Тверская область [69] - 8 581
Калининградская область [39] - 50 748
Республика Бурятия [03] - 2 276
Владимирская область [33] - 5 682
Волгоградская область [34] - 12 232
Республика Калмыкия [08] - 857
Астраханская область [30] - 2 651
Херсонская область [84]
Ярославская область [76] - 4 275
Московская область [50] - 42 212
Республика Хакасия [19] - 2 590
Рязанская область [62] - 2 425
Самарская область [63] - 14 082
Луганская народная республика [81]
Тюменская область [72] - 35 996
Республика Ингушетия [06] - 23
Курская область [46] - 2 878
Кабардино-Балкарская Республика [07] - 1 194
Ненецкий автономный округ [83] - 426
Ульяновская область [73] - 3 891
город Санкт-Петербург [79] - 54 484
Республика Башкортостан [02] - 17 117
Приморский край [25] - 11 627
Магаданская область [49] - 2 169
Республика Дагестан [05] - 547
Камчатский край [41] - 3 489
Костромская область [44] - 2 354
Запорожская область [85]
Иркутская область [38] - 14 185
Алтайский край [22] - 8 280
Томская область [70] - 5 294
Ивановская область [37] - 3 483
Карачаево-Черкесская Республика [09] - 733
Архангельская область [29] - 10 412
Краснодарский край [23] - 26 260
Чеченская Республика [20] - 68
Липецкая область [48] - 2 731
Ямало-Ненецкий автономный округ [89] - 8 989
Республика Карелия [10] - 37 681
Республика Мордовия [13] - 1 240
Кировская область [43] - 2 846
Вологодская область [35] - 4 918
Сахалинская область [65] - 5 455
Республика Алтай [04] - 300
Республика Крым [91] - 17 919*
Кемеровская область [42] - 10 715
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра [86] - 20 518
Ростовская область [61] - 26 604
Республика Тыва [17] - 220
Белгородская область [31] - 4 912
Нижегородская область [52] - 6 833
город Севастополь [92] - 3 775*
На связи
с регионами России
Ближайшая памятная дата
Календарь памятных дат Сотрудничество
с Издательским домом «Звязда»

К. Малевич «Утро после грозы»

Эта картина Казимира Севериновича Малевича была написана в 1912-1913 годах. Работа выполнена маслом на холсте. Произведение находится в Музее Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.

На полотнах первой крестьянской серии - хорошо виден решительный перелом в искусстве Малевича. Фигуры крестьян, занятых насущными заботами, распространены на все поле картины, они примитивистски упрощены, преднамеренно укрупнены и деформированы во имя большей выразительности, иконописны по звучанию цвета и строго выдержанной плоскостности. Сельские жители, их труд и быт возвеличены и героизированы. Крестьяне Малевича, словно составленные из выгнутых листов жёсткого, с металлическим отливом материала, при всей своей схематичности первоначально обладали узнаваемыми формами реальных мужских и женских фигур.

Грубо вырубленные головы и мощные тела чаще всего размещались в профиль; персонажи, изображённые в фас, впечатляли монументальной застылостью черт. Крестьянские физиономии явно хранили воспоминания о сумрачных ликах церковных образов. Вместе с тем, «иконописные» головы крестьянок, молящихся в храме, или лицо деревенского косаря, торжественно предстоявшего на пылающем красном фоне, удивительным образом сочетали каноническую большеглазость и обобщённость внеиндивидуальных черт с трёхгранными носами и экзотической окраской лиц.

Формировался новый художественный строй картины: она была призвана воздействовать на зрителя уже не фабулой, темой, а прежде всего выразительной игрой живописных элементов. Они подчинялись собственной пульсации, собственной логике в пространственном расположении, рифмуясь или контрастируя друг с другом. Композиция тяготела к сложной пластической партитуре, насыщенной ритмическими повторами, неожиданными столкновениями или мягкими созвучиями красок, оттенков и линий.

В ноябре 1919 года художник переехал в Витебск, где начал руководить мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца», которую возглавлял Марк Шагал.

В том же 1919 году Малевич издал теоретическую работу «О новых системах в искусстве». В декабре в Москве открылась первая ретроспективная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».

К 1920 году вокруг художника сложилась группа преданных учеников — УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Её членами стали Л. Лисицкий, Л. Хидекель, И. Чашник, Н. Коган. Сам Малевич в этот период практически не создавал картин, сосредоточившись на написании теоретических и философских работ. Также, под влиянием Эль Лисицкого, начались первые опыты в области архитектуры.

В 1920 г. Малевич выступил с лекцией «О новом искусстве» на конференции УНОВИС’а в Смоленске, руководил работами по декоративному оформлению Витебска к 3-й годовщине Октября. В этом же году у художника родилась дочь, которую он, в честь УНОВИС’а, назвал Уной.

1921 год. Опубликовал манифест УНОВИСа в витебском журнале «Искусство». Участвовал в выставке, приуроченной к Третьему конгрессу Коминтерна в Москве.

В 1922 году Малевич закончил работу над своим главным теоретико-философским трудом — «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». В Витебске была издана его брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».

В начале июня 1922 года художник переехал в Петроград с несколькими учениками — членами УНОВИС’а. Участвовал в деятельности петроградского Музея художественной культуры. Работы Малевича экспонировались на Первой русской художественной выставке в Берлине.

В 1923 году в Москве состоялась вторая персональная выставка художника, посвящённая 25-летию творческой деятельности. В этом же году он прочитал доклад в Государственной академии художественных наук (ГАХН) в Москве; создал эскизы новых форм и декоративных супрематических росписей для Петроградского государственного фарфорового завода.

В 1923 г. был назначен временно исполняющим обязанности директора Петроградского Музея художественной культуры, и начал исследовательскую и преподавательскую работу в нём, окружив себя учениками, переехавшими за ним в Петроград. В 1924 г. МХК был переименован, и с 1924 по 1926 год Малевич был директором Ленинградского государственного института художественной культуры[18] (ГИНХУК), возглавлял в нём формально-теоретический отдел. 10 июня в «Ленинградской правде» была опубликована статья Г. Серого «Монастырь на госснабжении», послужившая поводом для закрытия ГИНХУК. Был аннулирован подготовленный к печати сборник трудов Института с работой Малевича «Введение в теорию прибавочного элемента в живописи». В конце года ГИНХУК был ликвидирован, и с декабря 1926 г. ГИНХУК был слит с ГИИИ, где Малевич и его соратники продолжили работу вплоть до их увольнения в июне 1929 г.

В 1925 году художник прочитал доклад «О прибавочном элементе в живописи» в ГАХН; участвовал в выставке «Левые течения в русской живописи за 15 лет»; работал над объёмными архитектурными супрематическими моделями — архитектонами.

В 1927 Казимир Северинович вступил в третий брак — с Наталией Андреевной Манченко (1902—1990).

В 1927 Малевич уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта), где была организована его персональная выставка, затем — в Берлин (29 марта — 5 июня), где ему был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая — 30 сентября). 7 апреля 1927 посетил Баухаус в Дессау, где он познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем. 5 июня срочно вернулся в Ленинград, оставив картины, экспонировавшиеся на выставке, пояснительные таблицы к лекциям и теоретические записи на попечение архитектора Гуго Херинга (часть их в настоящее время принадлежит Городскому музею Амстердама и МоМА). В Мюнхене в свет вышла книга «Мир как беспредметность». В этом же году работы Малевича экспонировались на организованной Н. Н. Пуниным в Русском музее выставке Отдела новейших течений в искусстве.

В 1928 году публиковал статьи в харьковском журнале «Новая генерация». Готовясь к персональной выставке в Государственной Третьяковской галерее, художник вновь обратился к станковой живописи: так как многие его работы 1900—1910-х годов к тому времени были за границей, он создал цикл работ «периода импрессионизма» и датировал их 1903—1906 годами; таким же образом он восстановил работы крестьянского цикла и датировал их 1908—1912 годами. Предположительно, для этой же выставки Малевич создал третий вариант «Чёрного квадрата», по своим пропорциям соответствующий картине 1915 года. Сделано это было по просьбе дирекции галереи, так как работа 1915 года, хранившаяся к тому моменту в Третьяковской галерее, была в довольно плохом состоянии.

1 ноября 1929 года в ГТГ открылась «Выставка произведений живописи и графики К. С. Малевича». В этом же году работы Малевича экспонировались на выставке «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в Цюрихе. В 1929 году Малевич был назначен Луначарским «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА»[21].

В Государственном институте истории искусств был закрыт отдел, которым руководил Малевич. Перед началом нового учебного года Малевич был уволен из института как беспартийный, а уже осенью 1930 года арестован ОГПУ как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года, дело вёл В. А. Кишкин.

В 1931 году работал над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде.

В 1932 получил должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее. Произведения художника были включены в экспозицию «Искусство эпохи империализма» в Русском музее.

В 1932 году художник участвовал в юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет». По мнению некоторых специалистов, для этой выставки художником был написан четвёртый, последний из известных на сегодняшний день, вариант «Чёрного квадрата» (ныне хранится в Эрмитаже).

В 1932 году Малевич работал над неосуществлённым проектом — картиной «Соцгород». Начался последний период в творчестве художника: в это время он писал в основном портреты реалистического характера.

1933 год — началась тяжёлая болезнь (рак предстательной железы).

1934 — участвовал в выставке «Женщина в социалистическом строительстве».

В 1935 году поздние портреты Малевича экспонировались на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине — вплоть до 1962 года).