с регионами России
с Издательским домом «Звязда»
Как наука помогает сохранить памятники международной важности?
Крест Евфросинии Полоцкой — одна из главных исторических реликвий Беларуси. За без малого тысячу лет артефакт вместе со страной пережил десятки потрясений, но был утерян во время Великой Отечественной. В 1997 году брестский мастер Николай Кузьмич создал полноразмерную копию святыни. Чуть позже появился еще один такой крест, о котором знают немногие. Его авторы совсем недавно указом Президента Беларуси были награждены специальной премией деятелям науки и искусства. Мы попросили одного из лауреатов рассказать, как реликвии обретают новую жизнь при помощи науки.
От медицины до «оборонки»
Крест, обрамленный золотистой рамкой, висит на стене. Кажется, что она всего лишь окружает довольно глубокую нишу, протянешь руку — и прикоснешься к объемной сверкающей святыне. Но это иллюзия: никакой ниши в стене нет, а сама, кажущаяся такой близкой, реликвия — на самом деле голограмма. Чуть правее — еще одна, она воспроизводит памятник патриарху Московскому и всея Руси Алексию ІІ. Голограмма, хоть и в уменьшенном масштабе, производит неизгладимое впечатление. Вокруг — еще несколько таких же «картин», на которых самые разные объекты: икона «Господь Вседержитель», Корсунская икона Божией Матери, слуцкий пояс...
Такие произведения искусства создают белорусские ученые: главный научный сотрудник лаборатории нелинейной оптики Института физики имени Б.И. Степанова Национальной академии наук Беларуси Павел АПАНАСЕВИЧ, первый заместитель генерального директора ООО «Магия света» Сергей ГИНАК и председатель Совета директоров ЗАО «Голографическая индустрия» Леонид ТАНИН. В официальной формулировке говорится, что специальную премию ученые получили за «значимый вклад в сохранение национальных культурных традиций и создание визуальных образов православных святынь с помощью голографических технологий». Однако что стоит за этими словами?
— Все началось примерно 45 лет назад, — рассказывает Леонид Танин. — Я тогда учился на втором курсе физического факультета Ленинградского университета, а голография еще только зарождалась. В журнале «Техника молодежи» напечатали статью про голографию тогда еще кандидата технических наук Юрия Денисюка, который позднее стал крупнейшим мировым ученым. Меня тема очень заинтересовала, и вместе с другим учителем — Юрием Островским — я начал ее изучать. Главным научным интересом стало применение голографии в медицине, но параллельно интересовался художественным аспектом, это было еще одним моим увлечением. В последствии с идеей создания и развития художественной голографии в Беларуси я вернулся в Минск из Ленинграда. А свою первую голограмму записал еще студентом в 1976 году, это была статуэтка из фондов Эрмитажа.
Следует сказать, что новая наука — голография — действительно нашла применение в огромном количестве сфер. Она используется в оборонной промышленности, при исследованиях плазмы, роста растений. Наверное, наиболее близкий обычному человеку аспект — акцизные марки и другие знаки соответствия, предохраняющие рынки самых разных стран от контрафактной продукции. Кстати, голографическую защиту для белорусских «акцизов» разрабатывает именно ЗАО «Голографическая индустрия». По мнению авторского коллектива предприятия ООО «Магия света», голографические наглядные пособия сегодня могут быть востребованы еще и в сфере образования — к примеру, многое из того, что обычно хранится в формалиновых растворах, можно показывать при помощи голограмм.
Передать духовное поле
В 1978 году увлечение вышло на новый уровень — Леонид Танин вместе с коллегами из Академии наук БССР организовал в Минске Первую Всесоюзную выставку художественной голографии. Количество экспонатов было небольшим, однако работы очень понравились посетителям. Популярность выставки вылилась в проект, приуроченный к московской Олимпиаде-80, тогда была создана первая в мире промышленная партия голограмм — сувенир с изображением знаменитого мишки.
В 2011 году — Первая Всемирная выставка, и снова место проведения — Минск. К тому моменту авторский коллектив «Магии света» уже получил благословение от патриарха Алексия ІІ на работу с православными реликвиями, готовился первый масштабный проект «Святыни православия», в ходе которого предметы из Беларуси, Болгарии, Греции, России и Украины получили свои голографические копии. Еще один знаковый проект — «Клады земли белорусской», реализованный совместно с Национальным историческим музеем. На этот раз голограммы были сняты с исторических реликвий, в их числе «пояс Витовта», слуцкие пояса и многие другие...
Знаменитые Дары волхвов во время экспозиции в Беларуси также обрели голографическое воплощение. К белорусской команде обращаются уже и мусульмане — голограмма знаменитой Каабы очень впечатлила верховного муфтия Казахстана; вероятно, работа на этом не закончится.
— Нужно сказать, то, что мы делаем, — это не просто съемка предметов в их объемном варианте, — объясняет Леонид Танин. — Это не фотография, не цифровое воспроизведение. Голография по своему определению — это метод записи, сохранения и восстановления волновых фронтов, то есть копируется абсолютно вся информация, не только визуальная. Готовые работы несут определенное духовное поле, в этом их главная ценность.
Действительно, ощущения, возникающие при виде голограмм святынь, трудно передать словами. Фотографии, как бы ни старался автор, так не воздействуют. Как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть...
Кстати, для хранения готовых работ существуют определенные условия, такие же, как в музеях и архивах — температура, влажность. Да и рассмотреть голограмму в неправильном освещении трудно — при большом количестве света изображение теряет четкость, поэтому на выставках над каждой работой установлен отдельный светильник. Если все сделано правильно, объект приобретает поразительно близкие к реальным объем и четкость, кажется, что за рамкой находится пространство. Таким образом можно передавать расстояние в сотни метров, при том что сама голограмма хранится в слое записи толщиной примерно в 10 микрон.
Процесс создания голограммы — особое искусство. Леонид Танин называет настоящим волшебником коллегу, а в прошлом своего ученика Сергея Гинака, который, работая на предприятии ООО «Магия света», более 30 лет занимается непосредственно съемкой предметов. Процедура похожа на ритуал — любой шум в лаборатории может привести к искажению, поэтому все делается глубокой ночью в подземном помещении. Перед этим предмет несколько дней отстаивается, чтобы «привынкуть» к новому месту, устанавливаются определенная влажность и температура. Есть и еще ряд производственных секретов.
— Вся важность нашей работы в том, что мы передаем будущим поколениям сохраненные нами ценности, — говорит Леонид Танин. — Ведь любая реликвия нуждается в особом уходе и внимании, а каждая новая публичная демонстрация угрожает предмету. Наши методы помогают не только передать визуальное, но и энергетическое содержание. У нас хватает единомышленников, и работа обязательно получит свое развитие.
Ученые или художники?
Еще в 1970-е годы голографию в своих работах начал использовать Сальвадор Дали. Одна из самых известных носит название «Первая цилиндрическая хромоголограмма мозга Элиса Купера» (1973). Возможно, гениальный художник именно в голограммах видел пути развития изобразительного искусства. Кстати, на белорусском предприятии «Магия света» в течение последних 20 лет создано несколько образцов арт-голографии: «Яйцо на гвоздях», «Конфокальные линзы» и другие. По мнению Леонида Танина, это направление в будущем получит развитие:
— Насколько я знаю, многие мастера пытались развивать художественную голографию в отрыве от ее промышленного применения, однако успеха это не имело. Во-первых, хоть работы и нравятся публике, но заработать на таких вещах трудно — стоимость некоторых голограмм достигает нескольких тысяч долларов. Мы же, занимаясь защитной голографией, за счет заработанных средств развиваем художественную. Это в какой-то мере меценатская миссия.
Художественные возможности голограммы очень высоко оценивал народный художник БССР Владимир Стельмашонок, вместе с учеными он работал над несколькими образами в такой форме. Особенно интересна одна из задумок: мастер планировал создать картину, центральное место в которой занял бы цветок папоротника, изображенный с помощью голограммы — именно так он хотел передать силу и загадочность этого мифического растения. Да и в наши дни художники проявляют к технологии интерес — во время чемпионата мира по хоккею в Минске выставку голограмм посетил заслуженный художник России Никас Сафронов, его также поразила работа белорусских специалистов. Не исключено, что голограммы будут использованы и в его творчестве.