Федеральная национально-культурная
автономия Белорусов России
Рус | Бел
ФНКА Белорусов России создана в 1999 году Всего в 43 регионе РФ зарегистрированы 80 общественных организаций белорусской диаспоры,
из них 15 региональных и 33 местных национально-культурных автономий
Белорусов в России более 550 000. Мурманская область [51] - 20 335
Республика Саха (Якутия) [14] - 4 236
Республика Марий Эл [12] - 1 406
Тамбовская область [68] - 2 367
Республика Алтай [04] - 300
Астраханская область [30] - 2 651
Воронежская область [36] - 5 013
Кабардино-Балкарская Республика [07] - 1 194
Владимирская область [33] - 5 682
Республика Башкортостан [02] - 17 117
Волгоградская область [34] - 12 232
Херсонская область [84]
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра [86] - 20 518
Тульская область [71] - 5 974
Томская область [70] - 5 294
Луганская народная республика [81]
Республика Коми [11] - 15 212
Еврейская автономная область [79] - 1 182
Новосибирская область [54] - 8 380
Орловская область [57] - 2 438
Нижегородская область [52] - 6 833
Новгородская область [53] - 5 294
Тюменская область [72] - 35 996
Архангельская область [29] - 10 412
Ленинградская область [47] - 26 290
Республика Карелия [10] - 37 681
Республика Татарстан (Татарстан) [16] - 6 129
Омская область [55] - 9 075
Республика Северная Осетия - Алания [15] - 1 002
Вологодская область [35] - 4 918
Иркутская область [38] - 14 185
Рязанская область [62] - 2 425
Курганская область [45] - 4 175
Челябинская область [74] - 20 355
Республика Мордовия [13] - 1 240
Смоленская область [67] - 16 231
Карачаево-Черкесская Республика [09] - 733
Саратовская область [64] - 12 675
Хабаровский край [27] - 8 840
Красноярский край [24] - 18 149
Псковская область [60] - 9 664
Курская область [46] - 2 878
Амурская область [28] - 7 827
Магаданская область [49] - 2 169
город Москва [77] - 59 353
Чеченская Республика [20] - 68
город Санкт-Петербург [79] - 54 484
Краснодарский край [23] - 26 260
Ивановская область [37] - 3 483
Чукотский автономный округ [87] - 517
Республика Крым [91] - 17 919*
Республика Калмыкия [08] - 857
Пермский край [59] - 10 989
Липецкая область [48] - 2 731
Ростовская область [61] - 26 604
Московская область [50] - 42 212
Самарская область [63] - 14 082
Республика Дагестан [05] - 547
Удмуртская Республика [18] - 3 308
Ярославская область [76] - 4 275
Калининградская область [39] - 50 748
Костромская область [44] - 2 354
Республика Адыгея (Адыгея) [01] - 1 934
Оренбургская область [56] - 9 182
Забайкальский край [75] - 2 973
Кемеровская область [42] - 10 715
Брянская область [32] - 7 733
Свердловская область [66] - 18 541
Алтайский край [22] - 8 280
Республика Бурятия [03] - 2 276
Республика Ингушетия [06] - 23
Республика Тыва [17] - 220
Республика Хакасия [19] - 2 590
Ставропольский край [26] - 11 343
Тверская область [69] - 8 581
Пензенская область [58] - 2 579
Ненецкий автономный округ [83] - 426
Ульяновская область [73] - 3 891
Камчатский край [41] - 3 489
Белгородская область [31] - 4 912
Сахалинская область [65] - 5 455
Донецкая народная республика [80]
Чувашская Республика - Чувашия [21] - 1 881
Калужская область [40] - 6 609
Ямало-Ненецкий автономный округ [89] - 8 989
На связи
с регионами России
Ближайшая памятная дата
Календарь памятных дат Сотрудничество
с Издательским домом «Звязда»

Белорусский обряд «Грамнiцы»

10.02.2016      3072
Белорусский обряд «Грамнiцы»

Белорусский обряд «Грамнiцы» уходит в далёкое прошлое наших предков, в древнеславянскую эпоху. Обряд имеет и второе название «Стрэчэньне».

Итак, давайте разберемся, почему этот обряд так называется и каково его значение.

Белорусы издревле заметили удивительную особенность Природы. После сильных январских морозов обычно наступает резкое потепление. Позже во второй половине февраля, начале марта вновь могут ударить морозы, замести метели. Конечно же,  это явление народный календарь наблюдательных наших предков обойти не мог. Возник целый Обряд, который несёт множество различных поверий, поговорок, примет.

2 февраля каждый год белорусы отмечают «Грамнiцы». Почему? Да потому, что в этот День Зима с Летом встречается – отсюда и второе название «Стрэчаньне», т. е. «Сустрэча» (бел.) – «Встреча». А вот Вам и вариант белорусской обрядовой песни в этот День:

А щ нас сёньня Стрэчаньне, Стрэчаньне,
Зима з летам стрэлася, стрэлася,
Лета зiму пихнула, пихнула,
И ножачку зьвихнула, зьвихнула.
Зима пайшла плачучы, плачучы,
Лета пайшло скачучы,скачучы.

Итак, почему «Стрэчаньне» понятно. А вот почему основное название «Грамнiцы». Кто-то скажет от слова «Гром». Но разве зимой в феврале кто-нибудь из Вас слышал Гром? Лично я нет. Так в чём же дело?

Ответ кроется в древнем миропонимании белорусов. Многим из вас известно, что в белорусской мифологии есть Бог грома и молнии – «Пярун». До сих пор в белорусских деревнях (я это помню с детства) если прогремит сильный гром, то люди говорят: «Во Пярун жахнуў». А если увидят молнию, могут добавить «Гэта Пярун пускае стралу».

«Пярун» - грозный богатырь с сивыми волосами и длинной бородой. Хотя он и пожилой, но очень сильный. В руке держит каменный топор, при помощи которого высекает молнии, также мог бросать камни – метеориты. Пярун ездит на колеснице по небу и высматривает, не творит ли кто из людей беззаконие. А если увидит, то может среди ясного неба и  громом прогреметь, чтобы предупредить несправедливость, а иной раз и молнию пустить, чтобы наказать. Поэтому то в народе и укрепилась пословица-предупреждение: «Как гром среди ясного неба». «Пяруна» почитали и поклонялись ему все белорусские князья и дружинники.

Но была у «Пяруна» жена, которую звали «Грамаўнiца», или «Грамнiца» (второе её имя «Цёця») – Богиня лета. По представлению белорусов, это была красивая полная добрая мягкая женщина с головой украшенной спелыми колосьями и с плодами в руках. Она покровительствовала крестьянам, и именно её просили о дожде  в нужное время.  

Белорусы верили, что когда «Пярун» с «Грамаўнiцай» ложились на зиму спать, то именно «Грамаўнiца» просыпалась среди зимы и всматривалась на землю: не сильно ли лютует Зюзя (Бог зимы и морозов). Самое главное, что белорусы ждали, чтобы «Грамаўнiца» проснулась. Надеялись на это. Связывали с этим множество народных примет: «Калi на Стрэчаньне певень пад страхой нап’ецца, то на Юр’я вол травы наесца»; «Калi адлiга на Грамнiцы – Вясна будзе цёплая, калi марозы завярнуць, то халодная»; «Капеж  на Стрэчаньне – добры будзе ўраджай пшанiцы» и т.п.

Итак, мы с Вами разобрались, почему праздник называется «Грамнiцы» - в честь жены «Пяруна», которая просыпается среди зимы. А почему она просыпается именно 2 февраля? Неужто наши предки так точно (день в день) вычисляли середину зимы. Возможно.

 Но есть и более логичное, более сакральное объяснение этому факту.

И чтобы более чётко объяснить данное обстоятельство, вернёмся к предыдущему празднику, который празднуется белорусами очень широко и по сей день – это «Каляды».

Дело в том, что для земледельца средней географической полосы время с октября по декабрь – период замирания Природы. В его сознании зима ассоциируется с господством злых сил, которые уничтожают всё живое. Более того, Тьма побеждает Свет. День становится всё короче, а ночь всё длиннее. С этим нужно бороться. Белорус-селянин использует магическое действие. В следующую за самой длинной ночь с 24 на 25 декабря группы «Калядоýшчыкаý» носят «Зорку» - искусственный символ Солнца – от дома к дому и исполняют множественные ритуальные действия. Белорусы верили, что их «Зорка» помогает родиться вновь (возродиться) настоящему Солнцу и победить Тьму. Ведь только после их активного «калядования» и ношения «Зорки» День начинал увеличиваться, а Ночь сокращаться. Таким образом, начинался новый солнечный цикл, а вместе с ним и Новый аграрный год, который обещал приход тепла, света, пробуждения плодоносной силы Земли. Но чтобы Солнце победило Тьму наверняка, белорусы «калядовали» в течении двух недель – с 24 декабря по 7 января. Правда, каждому вечеру придавалась своя особенность.

Адам Киркор (этнограф 19 века) в своей работе «Следы язычества в празднествах, обрядах и песнях» писал, что «Колядки празднуются с 24 декабря…» и отражают «… рождение нового Божича (солнца), победа света над тьмой, первый радостный праздник солнца, торжество солнцеворота». («Живописная Россия. Том 3., часть 2: «Белорусское Полесье», стр. 251. 1882г.).

В белорусской мифологии Бог Солнца имеет имя – «Дажбог», т. е. «Дающий Бог» или более точно можно расшифровать как «Дающий блага Бог».  Ведь Солнце нам даёт многое, а главное Свет, Тепло, Энергию…

Наши предки видели, что природа в своём развитии имеет определённые циклы. Именно поэтому белорус верил, что каждый год 24 декабря Дажбог должен переродится. Если этого не произойдёт, то нарушится цикличность и наступит полный Хаос.

Именно поэтому наши предки придавали такое большое значение Калядам. Но мы прекрасно знаем, что когда рождается «дитя», оно является очень слабым и малоподготовленным к этому миру, подвержено многим болезням. До сих пор в народе говорят, что новорожденного нельзя показывать даже родственникам и друзьям пока он не окрепнет (оберегать «от сглаза»). Белорусы верили, что младенец ещё 40 дней после рождения сохраняет связь с потустороннем миром.

Поэтому «агледзiны» («смотрины») проводятся после 40 дня от роду. На «агледзiны» приглашаются все родственники и друзья. Считалось, что если ребёнок прожил 40 дней, то он адаптировался к нашему миру. Значит, ему уже не так страшны «дурной сглаз» и другие болезни, которые могут возникнуть при посещении большого количества людей. Я думаю,  что и с современной научно-медицинской точки зрения мы найдём этому логичное обоснование. Ведь, действительно микробы, которые сопровождают каждого из нас, могут вызвать у неподготовленного дитя серьёзные вирусные заболевания.

Но это люди. А что же Боги?

Согласно древнему миропониманию белорусов: Боги не сильно отличались от людей! Более того, они были как люди, и выглядели как люди, и могли быть разозлены или наоборот смягчены какими-нибудь делами или действиями. Как нет людей абсолютно злых или добрых, так нет и Богов абсолютно злых или добрых. С каждым, даже самым страшным и «нехорошим» Богом можно «договориться» и даже получить от него покровительство. В общем, Боги наши старшие Братья, только с большими возможностями.

Дажбог  (Бог солнца) – сын Сварога (Бога неба и света) и Лады (Богини весны) – также чувствует себя уязвимым 40 дней. Поэтому силы Тьмы и Холода властвуют на земле. День всё также пока короток, а ночь длинна. Но 2 февраля Дажбогу исполняется 40 дней. Значит, его сила и устойчивость увеличиваются. Значит, его можно показать людям и пригласить на «агледзiны» его тётю «Грамаўнiцу». Вот и объяснение второго имени «Грамаўнiцы» - «Цёця»!

И именно «Цёця-Грамаўнiца» 2 февраля показывает Зюзе (Богу зимы и морозов), что его время не вечно. И ему придётся отступить.

Ну вот, теперь мы с вами окончательно разобрались, почему для наших предков так важно было провести Обряд «Грамнiцы» именно 2 февраля.

Белорусские пословицы и приметы в день «Грамнiц»

  • Да Грамніц не скідай рукавіц, а як прайшлі Грамніцы, то ўжо не патрэбны рукавіцы.
  • Калі на Стрэчаньні рана з’явіцца сонца, то будзе ранні лён.
  • Калі на Грамніцы снег перамятае цераз дарогу, то будзе позьняя восень.
  • Калі на Грамніцы растане снег, то на Юръя будзе трава.
  • На Стрэчаньне зіма на мароз ідзе, а сонца на лета.
  • На Стрэчаньні сьняжок, вясной дожджык.
  • Прагляне сонца скрозь хмары – на цяпло, а не прагляне – чакай моцных марозаў.
  • На Стрэчаньне зіма з летам сустрэлася і з дарогі не зварочвае, а лета яе ў зубы б’е: зубы трашчаць, дзеці, зьбіраючы іх, пішчаць (это значит сосульки появились).
  • Раніцай на Грамніцы выпадзе сьнег, чакай ранняга ўраджаю; у поўдзень – сярэдняга, да вечара – позьняга.
  • Калі вецер на Грамніцы дзьме, дык з дрэваў нячысьцікаў здымае, летам ураджай садавіны багаты будзе.
  • Кармі на Стрэчаньне курэй аўсом, вясной будзеш з яйцом.
  • Сьвятое Стрэчаньне свечы сукае, лета сустракае.
  • Грамніцы – хлеба палавіцы, а зімы трэццяя частка.
  • На Грамніцы мяцеліца, вясна будзе позьняй.

Автор: Олег Рудаков

Еще фото

Белорусский обряд «Грамнiцы»
Белорусский обряд «Грамнiцы»
Белорусский обряд «Грамнiцы»
Белорусский обряд «Грамнiцы»