с регионами России
с Издательским домом «Звязда»
Вначале было слово... в газете
Первому съезду белорусов Иркутской области исполнилось двадцать лет.
А началось все с наивного объявления в газете — молодой человек по имени Олег Рудаков на белорусском языке предложил сородичам-сябрам собраться и пообщаться.
На призыв откликнулись четыре человека: профессор Анатолий Реут, известный нейрохирург; Василий Киселев, который тогда работал начальником цеха кожевенного завода; Надежда Банчук, прапорщик, и Людмила Чеканникова, артистка Иркутского музыкального театра. Более пеструю компанию сложно себе представить. С этих пяти началось иркутское белорусское товарищество имени Яна Черского, которое сегодня вместе с молодежным клубом «Кривичи» охватывает около 1000 человек. Это одно из самых крупных национальных объединений в Приангарье.
— В 1996 году, в мае, на первом съезде белорусов Прибайкалья было только 23 человека — из Иркутска и деревни Тарнополь, — вспоминает Надежда Банчук. — Тогда мы и решили, что надо создавать официальную общественную организацию. И в ноябре ее зарегистрировали.
Сейчас в Приангарье уже три общественные организации белорусов — иркутское белорусское товарищество имени Яна Черского, его бывшее молодежное крыло, а ныне клуб «Кривичи» и национально-культурная автономия «Белорусы Черемхово». За 20 лет активисты товарищества объехали множество деревень Иркутской области, встречались со старожилами, расспрашивали про традиции и обряды. Молодежь из «Кривичей» участвует в праздниках на этнической родине в Беларуси.
По словам Олега Рудакова, основателя товарищества, они исследуют не только этнографический аспект, но и историю белорусов в Сибири. Самые первые переселенцы пришли в эти земли еще с русскими казаками-первопроходцами. Немало белорусов попало в Приангарье в XIX веке как ссыльные — после польского восстания 1863 года, и как государевы люди - по службе. Но их массовый исход на восток России состоялся в начале XX века.
— В ходе столыпинского переселения в Сибирь уехали, по нашим данным, до 300 тысяч белорусов, в основном молодые безземельные семьи. Немало их осело в Иркутской области. Мы выявили около 60 белорусских деревень в регионе, — рассказывает он.
По данным переписи населения от 2010 года, в Иркутской области проживают почти 8 тысяч белорусов. Однако Олег Рудаков смело расширяет масштабы диаспоры до 50 тысяч человек, полагая, что многие потомки переселенцев просто не идентифицируют себя как белорусов, раз уж родились в России.
— На самом деле здесь много людей с узнаваемым фенотипом, и для меня это было удивительно, ведь Сибирь так далеко: между Минском и Иркутском — 6 тысяч километров! — призналась гостья фестиваля из Беларуси певица Татьяна Беланогая. — И прекрасно, что инициатива, которую проявили сибиряки 20 лет назад, не угасла, что столько людей берегут язык и традиции предков.
И действительно: в эти выходные в глазах рябило от вышитых рубах, пестрых платков и юбок. В народных костюмах были не только артисты, но и зрители. А по конферансу можно было учить географию Приангарья: взрослые и детские творческие коллективы приехали из Эхирит-Булагатского района, Баяндаевского, Аларского, Куйтунского, Черемховского, Тайшетского, Заларинского, Балаганского - куда только не забросила судьба столыпинских переселенцев, поехавших на другой край страны за землей.
Помимо песен, сказок, танцев сибирские белорусы стараются беречь традиционные промыслы: на фестивале каждый желающий мог поучиться плести из соломы и высвистывать нехитрые мелодии на глиняных свистульках, свернуть из тряпочек куколку-оберег, сделать украшение из лент или бисера. И желающих хватало до самого финального «Дзякую, шановни сябры».
Комментарий к фотографии
Научиться плести из соломы - мечта каждого иркутского белоруса. Фото: Владимир Смирнов