Федеральная национально-культурная
автономия Белорусов России
Рус | Бел
ФНКА Белорусов России создана в 1999 году Всего в 43 регионе РФ зарегистрированы 80 общественных организаций белорусской диаспоры,
из них 15 региональных и 33 местных национально-культурных автономий
Белорусов в России более 550 000. Пермский край [59] - 10 989
Оренбургская область [56] - 9 182
Челябинская область [74] - 20 355
Чеченская Республика [20] - 68
Иркутская область [38] - 14 185
Республика Марий Эл [12] - 1 406
Чукотский автономный округ [87] - 517
Калининградская область [39] - 50 748
Алтайский край [22] - 8 280
Республика Саха (Якутия) [14] - 4 236
Курская область [46] - 2 878
Краснодарский край [23] - 26 260
Красноярский край [24] - 18 149
Брянская область [32] - 7 733
Ивановская область [37] - 3 483
Ямало-Ненецкий автономный округ [89] - 8 989
Удмуртская Республика [18] - 3 308
Нижегородская область [52] - 6 833
Республика Калмыкия [08] - 857
Псковская область [60] - 9 664
город Москва [77] - 59 353
Тюменская область [72] - 35 996
Курганская область [45] - 4 175
город Севастополь [92] - 3 775*
Запорожская область [85]
Республика Бурятия [03] - 2 276
Самарская область [63] - 14 082
Владимирская область [33] - 5 682
Кабардино-Балкарская Республика [07] - 1 194
Волгоградская область [34] - 12 232
Республика Дагестан [05] - 547
Республика Северная Осетия - Алания [15] - 1 002
Республика Мордовия [13] - 1 240
Свердловская область [66] - 18 541
Мурманская область [51] - 20 335
Приморский край [25] - 11 627
Саратовская область [64] - 12 675
Карачаево-Черкесская Республика [09] - 733
Тверская область [69] - 8 581
Тамбовская область [68] - 2 367
Республика Карелия [10] - 37 681
Ульяновская область [73] - 3 891
Чувашская Республика - Чувашия [21] - 1 881
Ленинградская область [47] - 26 290
Республика Хакасия [19] - 2 590
Липецкая область [48] - 2 731
Луганская народная республика [81]
Ненецкий автономный округ [83] - 426
Московская область [50] - 42 212
Ростовская область [61] - 26 604
Амурская область [28] - 7 827
Хабаровский край [27] - 8 840
Ярославская область [76] - 4 275
Архангельская область [29] - 10 412
Смоленская область [67] - 16 231
город Санкт-Петербург [79] - 54 484
Еврейская автономная область [79] - 1 182
Кемеровская область [42] - 10 715
Новгородская область [53] - 5 294
Республика Алтай [04] - 300
Магаданская область [49] - 2 169
Пензенская область [58] - 2 579
Тульская область [71] - 5 974
Республика Ингушетия [06] - 23
Сахалинская область [65] - 5 455
Рязанская область [62] - 2 425
Астраханская область [30] - 2 651
Калужская область [40] - 6 609
Республика Тыва [17] - 220
Камчатский край [41] - 3 489
Омская область [55] - 9 075
Ставропольский край [26] - 11 343
Костромская область [44] - 2 354
Забайкальский край [75] - 2 973
Белгородская область [31] - 4 912
Республика Татарстан (Татарстан) [16] - 6 129
Вологодская область [35] - 4 918
Орловская область [57] - 2 438
Республика Башкортостан [02] - 17 117
Республика Коми [11] - 15 212
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра [86] - 20 518
Республика Крым [91] - 17 919*
Томская область [70] - 5 294
Воронежская область [36] - 5 013
Донецкая народная республика [80]
На связи
с регионами России
Ближайшая памятная дата
Календарь памятных дат Сотрудничество
с Издательским домом «Звязда»
Иркутский клуб «Кривичи» провёл обряд «Багач» в деревне Жизневка

Иркутский клуб «Кривичи» провёл обряд «Багач» в деревне Жизневка

28.09.2016      1674
Иркутский клуб «Кривичи» провёл обряд «Багач» в деревне Жизневка

Ежегодно Иркутский клуб «Кривичи» проводит серию традиционных для белорусов обрядов: «Купалле», «Каляды», «Дзяды», «Дажынкі» и других. В сентябре 2016 года «Кривичи» реконструировали обряд «Багач». Местом его проведения стала деревня Жизневка Заларинского района Иркутской области, основанная более 100 лет назад белорусскими переселенцами.

Создатель клуба «Кривичи», член Совета ФНКА Белорусов России Олег Рудаков, актив «Кривичей», директор сельского Дома культуры Лидия Гаврикова и местные жители приложили немало усилий,чтобы праздник прошёл ярко, красочно, в национальных традициях белорусов.

«Багач» – древний белорусский Обряд, посвящённый окончанию уборки урожая. Исстари этот праздник проводился у Белорусского народа после осеннего равноденствия, когда все полевые работы, за исключением посева озимых культур должны быть закончены.

На протяжении всего уборочного периода человек не единожды проводил различные ритуальные действия и приносил пожертвования Земле и некоторым Духам покровительствующим полям, лугам, огородам, и в целом всему урожаю.

Но праздник «Багач» в этом ряду выделяется особо.

Известный белорусский этнограф 19 века Адам Багданович отмечал: «В жизни земледельца это самое счастливое время – время сравнительного довольства, когда и у бедняка есть хлеб на столе, а у богатых, как князья скирды широко сидят, подняв головы».

Действительно, хорош был урожай или не очень, но в любом случаи в амбарах имеется определённый достаток. Самое время подвести итог сбору урожая и провести главный обряд, связанный с уборкой.

Само слово «Багач» имеет три смысловых значения. Первое – «багач» от слова «богатсво», т.е. собранный урожай и есть главное богатство земледельца. Второе – «Багач»  – это мифологическое Божество, отвечающее за сбор урожая, и за его сохранение. Третье – так называли саму Лубку (выдолбленную деревянную чашу), насыпанную зерном, в центре которого стояла зажжённая свеча.

Все три значения слова «Багач» дополняют друг друга и заставляют нас с большим вниманием относиться к самому Обряду.

В белорусской традиции во время проведения Обряда не было случайных движений, предметов или слов. Всё имело определённое символичное значение.

Сам «Лубок», должен быть именно выдолблен из дерева, так как это делали наши предки из глубины веков, тем самым мы подчёркиваем преемственность поколений, соблюдение архаичных народных Обрядов.

То, что в Лубок, насыпается зерно, причём всем селом, говорит об общинном поселении, о взаимопомощи, о связи крестьянина в первую очередь с Урожаем хлеба.

Свеча, поставленная в центр Лубка с зерном символизирует Солнце, которое обогревает, освещает и одаривает (растопленным воском) своей благодатью наш Урожай.

В народных поговорках сопровождающих данный Обряд, присутствует ещё один символизм — «Рагач» («Багач заткнуў у страху Рагач»; «Прыйшоў Багач — кідай Рагач»). Большинство этнографов-исследователей считают, что «Рагач» — это общее название всего земледельческого инвентаря. А в энциклопедическом словаре «Белорусская мифология» (Мінск, «Беларусь», 2004) «Рагач» объясняется как «соха», что в общем то тоже является земледельческим инструментом.

Как проводился обряд ранее

Наиболее полное описание Обряда «Багач» мы находим у известного белорусского историка и этнографа 19 века Адама Богдановича, который лично наблюдал проведение этого праздника в Игуменском уезде Минской губернии.

В частности А. Я. Богданович пишет, что на «Багач» собирались всем селом. Вначале выбирали Дом, хозяева которого должны были хранить «Багач» (Лубку с зерном) до следующего года. Причём каждый год это должны были быть другие люди. В выбранном доме брали Лубку насыпали немного зерна и шли по всему селу, обходя каждый дом. Шли с обрядовыми песнями.

Когда процессия подходила к очередному дому, из него выходили хозяева со всеми домочадцами и высыпали каждый по горсти зерна в общую Лубку. После того как вся деревня была обойдена «Багач» приносили в первый дом и ставили на почётное место на обрядовый ручник. С определёнными ритуальными словами ставилась и зажигалась свеча. После этого все участники садились за стол и вначале угощались большим праздничным Караваем, который испекли хозяева. Некоторые хозяева, дабы показать своё особое радушие подавали Каравай с мёдом, чтобы в следующим году жизнь была «сладкой и без горестей». Затем шло обычное застолье. К столу вся деревня приносила свои припасы. Пели много песен, ну а в конце праздника молодёжь устраивала танцевальные вячорки.

Кстати, как утверждал Адам Багданович, именно во время проведения «Багача» молодые парни и девчата окончательно присматривались друг к другу. А уж после «Багача» многие засылали своих сватов и игрались свадьбы.

Сценарий праздника Багач - 2016 (составил Олег Рудаков)


Автор: Олег Рудаков, создатель клуба «Кривичи», член Совета ФНКА Белорусов России

Еще фото

Иркутский клуб «Кривичи» провёл обряд «Багач» в деревне Жизневка