с регионами России
с Издательским домом «Звязда»
Белорусы в Приморье
Белорусы (самоназвание) - часть восточнославянского населения Приморского края. Численность по переписи 1989 г. - 21 954 чел. Более всего белорусов переселилось в Приморье в 1900-1906 гг., т.е. перед началом столыпинской реформы (10,5 % всех переселенцев этого периода). В целом, в дореволюционный период они составляли 6,8 % от общего числа крестьян-переселенцев.
Основная часть белорусов переселилась в край в конце ХIХ - начале ХХ вв. В основном это были выходцы из Витебской, Гродненской, Могилевской и Минской губерний.
Они расселились компактными группами в предгорьях Сихотэ-Алиня и других таежных районах края, то есть в привычные для них лесных районах: в селах Вознесенке Вознесенской волости; Николаевке Ивановской волости; Кремово Черниговской волости; Многоудобное, Майхэ, Харитоновке Цемухинской волости, а также Романовке - Романовской, Речице и Ново-Васильковке - Новонежинской, Петровке - Петровской, Душкино - Новолитовской, Беневском - Сучанской; Верхней Бреевке, Нижней Бреевке, Сандагоу (Булыга-Фадеево) - Чугуевской волости.
Помимо собственно белорусов были и представители ее историко-этнографической группы - так называемые белорусы-литвины. Они прибыли из северо-западных уездов Черниговской губернии, известных своей этнической пестротой - Городнянского, Новозыбковского, Мглинского, Стародубского, Суражского и некоторых других. В этих уездах, помимо белорусов-литвинов, жили украинцы и русские.
Белорусы-литвины поселились в Южно-Уссурийском крае в селах Абражеевке и Вассиановке -Черниговской; Евсеевке, Ново-Владимировке, Калиновке - Спасской; Николаевке и Ширяевке - Григорьевской; Вознесенке - Вознесенской; Беневском, Гордеевке, Новицком, Фроловке, Ястребовке - Сучанской волостей.
Основные традиционные занятия белорусов - сельское хозяйство, главным образом земледелие и животноводство мясо-молочного направления. Хлеба сеяли, чередуя различные злаки - гречиху, овес, пшеницу, яровую рожь. Из технических культур выращивали лен и коноплю, которые шли на изготовление холста, полотна, веревок, растительного масла. Широкое развитие получило огородничество. Господствовала однопольная система. Землю обрабатывали частично орудиями, изготовленными самостоятельно, частично - покупными (железными плугами); сохранялась традиция бороновать землю деревянными боронами, молотить зерно цепами. В предреволюционные годы стали, кооперируясь. приобретать молотилки и другие сельхозмашины, молоть зерно на водяных мельницах. Зерновые и технические культуры убирали вручную. Из домашних животных разводили коров, лошадей. Свиней, овец, различную птицу. Хозяйство длительное время было полунатуральным: в семье изготавливали многие орудия труда, деревянную утварь, льняные и шерстяные домотканные ткани, обувь, верхнюю и нательную одежду. Хороший доход приносили бортничество (впоследствии пчеловодство), охотничий и рыболовный промыслы. Охотились на мясного и пушного зверя; пушнина шла на продажу. Речную и озерную рыбу ловили плетеными ловушками, ямами, лучили и т.п., Были развиты плотничий, столярный, кузнечный промыслы; заготовка строевого леса и дров.
Среди сельских поселений преобладали деревни кучевой, а впоследствии уличной планировки; распространены были и хутора. Усадьба белорусского крестьянина включала жилые и надворные хозяйственные постройки, огород. гумнище с гумном. Типы дворов по особенностям традиционной застройки делились на три основных типа: “веночные” дворы (застроенные с четырех сторон, т.е. “венцом” или покоеобразно, но с одной из сторон забранной бревенчатым забором со въездом); “пагонные” с однорядной связью (”пагон”) - расположение дворовых построек в один ряд; тоже пагонные, но с двухрядной связью - расположением построек в два ряда с открытым пространством между этими рядами. Жилище - деревянная срубная хата, с двускатной крышей (из соломы, теса, дранки), расположенная чаще всего торцом к улице. Хаты 1- или 2-х камерные (хата - сени; хата - сени - хата). Основу внутренней планировки составляли “русская” печь (в углу около двери, расположенная к ней “чалом” - устьем) Около печи вдоль глухой стены находился “пол” - низкий деревянный настил, на котором днем выполнялись всевозможные домашние работы, а ночью спали. Спали также и на устроенных над “полом” полатях и на неподвижных лавках, размещенных вдоль стен, образующих “кутний” или “красный” угол с иконами. “Красный” угол располагался по диагонали по диагонали от печи.
Сохранялась традиционная одежда. Основу женского нательного костюма составляла длинная рубаха с поликами-вставками, понева(род юбки), сшитая из домотканых разноцветных кусков ткани в полоску, летние юбки - из полотна, вытканного в клетку. Обязательным дополнением в одежде были передник (фартух), безрукавка, вытканный из разноцветья пояс. Детали рубахи украшались обильной вышивкой. Основа мужской нательной одежды - длинная до колен рубаха с разрезом спереди (носили навыпуск , подпоясывали сплетенным из цветных шерстяных ниток поясом) и штаны с узким шагом. Головные уборы у мужчин летом - валяная шапка (магерка) или соломенная шляпа (брыль); зимой - меховые шапки. Женщины носили различные платки, шали, намитку (рушниковый головной убор), завязанные разными способами; “чапцы” (род шапочек у замужних женщин). Верхняя мужская и женская одежда - суконные “свитки”, полушубки и др. Обуви - лапти из лыка липы или орешника, кожаные “постолы” собственного изготовления, валенки.
Основу традиционной кухни белорусов составляли блюда из муки, крупы, овощей, картофеля: блины, пироги с разнообразной начинкой (фасоль, картофель, горох, рыба), колбаса, начиненные сырым рубленным мясом или гречневой мукой, предварительной разведенной водой (“наливанчики”) и др. В качестве лакомства использовали залитый медом и замороженный дикий виноград и другие дикоросы (лесные ягоды, орехи). Из дикоросов - цветов липы, плодов шиповника и др. заваривали чай.
В быту длительное время сохранялись пережитки общинного быта в форме различного вида взаимопомощи (“толока”) на сельскохозяйственных работах (пахота, уборка зерновых, рубка капусты и др.), при строительстве жилья и т.п.
В дореволюционные годы семья была патриархальной с властью старшего мужчины. Существовало половозрастное разделение труда. Мужскими работами руководил старший мужчина, женскими - старшая женщина (мать семейства, старшая невестка). Вплоть до 20-х годов ХХ в. сохранялся большесемейный строй - в одной семье, вместе со стариками - родителями и их младшими детьми жили семьи их старших, женатых сыновей со своими детьми. Иногда в таких домохозяйствах жили вместе два-три женатых брата (“братские” семьи) со своими детьми. Такие большие “родительские” или “братские” семьи могли включать до трех десятков и более человек и жить одним хозяйством до 15-20 лет. Взаимоотношения невесток (“ятровок”) между собой, со свекровью и мужскими членами семьи были сложными. Характерна высокая рождаемость (7 - 15 детей) и детская смертность. Длительное время бытовали традиционные семейные (родильно-крестильные, свадебные, похоронно-поминальные) и календарные (колядование, щедрование, день Ивана Купалы и и др.) обряды.